«Грамоте учиться всегда пригодится»

( игра-конкурс по русскому языку для учащихся 6-х классов)

 

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

 

План проведения

•1.  Вступительное слово учителя

•2.  Представление команд

•3.  Проведение конкурсов

•4.  Подведение итогов

 

Ход мероприятия

 

1.Вступительное слово учителя

Сегодня у нас необычная встреча. В рамках Недели русского языка мы проводим игру-конкурс на тему «Грамоте учиться – всегда пригодится». Встречаются две команды: «Глагольчики» и «Запятые». Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями. Желаю всем удачи!

 

2. Представление команд

Первый конкурс – представление команд. Команды должны озвучить:

- название команды;

- девиз;

- эмблему команды;

- рекламу русскому языку.

 

3. Проведение конкурсов.

Конкурс второй «Знаешь ли ты?»

 

Монолог о слове ( читает представитель одной из команд как домашнюю заготовку)

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки, бабушкины сказки. А песни и сказки – это язык. Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт, целое море слов, океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаем о том, чего еще не видели ( и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков, Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И все это благодаря словам. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: «Что же такое слово?»

(Представители каждой из команд составляют словарную статью к слову «слово». На задание дается 3-5 минут)

Пока участники выполняют задание, проводится третий конкурс.

 

Конкурс третий «Разминка-шутка»

Вопросы для разминки ( участвуют команды)

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? ( Буква Ц).

2. Что общего у дня и ночи? ( Ь знак на конце).

3. Что находится между горой и оврагом? ( Буква И).

4. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? ( Сто-нет= стонет)

5. В каком слово 40 букв «а»? ( Сорок-а = сорока)

6. Чем кончается лето и начинается осень? ( Буква О).

 

Слушается словарная статья. Жюри подводит итоги.

 

Затем учитель читает определение слова по словарю В.И.Даля:

«Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».

Тут же дается лексическое значение данного слова по словарю С.И.Ожегова

« СЛОВО – а, мн. Слова, ср.

1. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия.

Происхождение слова

2. Сама речь, способность говорить. Дар слова

3. Разговор, беседа, что-н. сказанное.

Перейти от с слов к делу

4. Устное публичное выступление, речь в собрании. Слово докладчика.»

 

Конкурс четвертый «Как говорить правильно?»

( представители команд по очереди отвечают на вопросы, записанные на карточках)

Карточка № 1

1. Кто последний или крайний?

2. Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке?

Карточка № 2

1. Я извиняюсь или извините пожалуйста?

2. Я кладу или я ложу?

 

Конкурс пятый «Знатоки ударений»

( К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники . В словах нужно правильно расставить ударение и дать объяснение).

1 команда                                                                               2 команда

Агент                                                                                      Мельком

гусеница                                                                                мусоропровод

торты                                                                                     щавель

балуюсь                                                                                 хаос

камбала                                                                                 каталог

тефтели                                                                                 квартал

договор                                                                                 положил

хвоя                                                                                       столяр

крапива                                                                                 звонит

красивее                                                                               искра

( Пока ребята справляются с ударением, проводится следующий конкурс)

 

Конкурс шестой «Знатоки поговорок»

 ( Задание: подобрать окончание к поговорке, вспомнив ее; команды отвечают по очереди

 

1. Сам пропадай                                             ( а товарища выручай).

2. По одежке встречают -                              ( по уму провожают).

3. Семь раз отмерь -                                        ( один раз отрежь).

4. Глаза страшатся -                                        ( а руки делают).

5. С кем поведешься -                                     ( от того и наберешься).

6. Грамоте учиться -                                        ( всегда пригодится).

7. Любишь кататься -                                      ( люби и саночки возить).

8. Что посеешь -                                               ( то и пожнешь).

9. Береги платье снову -                                  ( а честь смолоду).

10.Не место красит человека -                        ( а человек место).

11.Старый друг                                                 ( лучше новых двух).

12. Не говори «гоп»                                          ( пока не перепрыгнешь).

 

Конкурс седьмой «Знатоки пословиц»

( Задание: к предложенным пословицам разных народов подобрать соответствующие по смыслу русские пословицы)

 

1. Дагестанская пословица «Торопливым людям не хватает мудрости».

( Поспешишь – людей насмешишь).

2. Украинская пословица «И живи до старости, и учись до старости».

( Век живи – век учись).

3. Киргизская  «Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь».

( Тише едешь – дальше будешь).

4. Малайская «Кончил шить – оборвал нить».

( Сделал дело – гуляй смело).

5. Каракалпакская « Если кривы дерева, то от них и тень крива».

( Яблоко от яблони недалеко падает).

6. Удмурдская «Слово не стрела, а сердце пронзает»

( Слово не воробей, вылетит – не поймаешь).

 

Слово учителя.

А теперь от пословиц и поговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык. Как, где и почему они появляются?

Монолог о фразеологизмах ( читает представитель второй команды как домашнюю заготовку)

 

Расскажу  я вам историю, описанную в книге Э.Вартаньяна «Эти мудреные слова». Вот что пишет автор:

« Принес я как-то домой хомячка. В зоомагазине купил. Дети обрадовались. Прижился у нас, членом семьи стал. Дали ему имя – Хомка. Кликнешь его – бежит, рыжим комком перекатывается. Станет на задние лапки, передние к грудке прижмет – и служит, лакомства ждет. В общем, занятный шустрый зверек, с ним не соскучишься.

Но вот однажды пришли домой, а Хомки нет. Кличем, во все уголки заглядываем – нет, и все тут. Объявили мы всеквартирный розыск. Начали поиск с кухни. Сдвинули с места холодильник. Пыли много, а Хомки нет.

«Виталька, - командую я, - тащи веник. А ты, Леночка, мокрую тряпку». Навели за холодильником порядок. Взялись за кухонный шкаф. И за ним Хомки нет.

Затем перешли в прихожую, в одну комнату, другу. Так «попутно» прибрали всю квартиру, а хомячка не нашли. Его принесли нам вечером соседи. Они подобрали его на лестничной клетке – больно далеко вышел утром нас провожать. С того дня вошло в нашу семейную речь непонятное для других выражение:» Не поискать ли нам Хомку?»

 

Учитель

Что это означает, ребята, как вы думаете? Верно: «А не пора ли нам приступить к генеральной уборке квартиры?»

Вот так или приблизительно так и происходит рождение фразеологизмов, или устойчивых словосочетаний. Так что «зарубите себе на носу» вот что: двусмысленные выражения могут приходить к нам из сказок, написанных русскими или зарубежными писателями . Очень много словосочетаний заимствовано из басен, песен, рассказов, мифов, романов…

Попробуйте вспомнить какие-либо словосочетания – фразеологизмы.

 

Конкурс седьмой «Почему мы так говорим?»

( команды рассказывают по одной истории происхождения фразеологизмов)

 

4. Подведение итогов

5. Заключительное слово учителя

Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в мире слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану знаний, океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие, будете бережно относиться к слову.

Литература

1.Н.А.Кун. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Просвещение, 1986. – 464с.

2.Русские народные загадки, пословицы и поговорки. / Сост. Ю.Г.Круглов.- М.:Просвещение, 1990. – 335 с.

3.Г.М.Дмитриева . Материалы по занимательной грамматике русского языка. М.: Просвещение, 1963. -238с.

 

 

 

© Сайт Маркиной Ирины Ивановны, 2009
Все права защищены. При использовании
материалов сайта ссылка на автора обязательн
а
.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz