|
Личностное самосовершенствование как одна из ключевых компетенций ученика слайд 1 Мне хотелось более подробно остановиться на компетенции личностного самосовершенствования учащихся, связанной с духовным и интеллектуальным саморазвитием ученика. слайд 2 Совершенствоваться – это значит становиться лучше, современнее. Поэтому совершенствование – цель жизнедеятельности человека. Все это я и пытаюсь донести до своих учеников. слайд 3 Формирование данной компетенции происходит в различных областях деятельности ученика. Творческая является определяющей в процессе самосовершенствования. Каждый ребенок по-своему талантлив, и я как педагог всегда стремлюсь дать импульс к самосовершенствованию (духовному и интеллектуальному) через развитие творчества. слайд 4 Формирование КЛС идет посредством обучения и воспитания по двум направлениям ( на уроке и во внеклассной работе). Я учитель русского языка и литературы. Мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на личностное самосовершенствование уч-ся, формировать эту компетенцию, развивать ее. В своей работе я использую как традиционные формы обучения и воспитания, так и новые технологии. слайд 5 Наиболее удачными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными и интегрированными уроками. слайд 6 Так, мною в рамках интерактивного обучения были проведены урок-аукцион «Имя числительное» (6кл.), урок-диспут «Кто прав в споре о правде в пьесе М.Горького «На дне» (11кл.), урок-конференция «Строка, оборванная пулей»( 10кл.), урок-суд «Все ли позволено гению?» ( 10 кл.); применяю и кейс-метод ( когда обучение осуществляется на основе реальной ситуации). Уверена, что коллеги – учителя математики, биологии - тоже используют такую форму работы. Хочется отметить метод проектов, который активно вошел в школе в структуру учебной и воспитательной деятельности. ПИТ – это еще одна прекрасная возможность для ребят проявить свои способности, неординарное мышление, воображение, совершенствовать их. Исследовательские работы «Формула любви по Бунину» ( 11кл. соц.-гум.профиль), «Родная природа в произведениях поэтов и писателей 20 века»( 5 прогимн.класс), «Писатели родного края» ( 6прогимн.класс), «Герои славянских мифов», «Березкина мозаика» - вот неполный перечень творческой исследовательской деятельности уч-ся. слайды №№ 7-10 Постановка перед уч-ся творческих задач, требующих самостоятельных, нестандартных решений при заданных условиях, создание ситуации творческого поиска – все это дает свои результаты. Так у ребят появились следующие работы: «Поэтический герб А.А.Ахматовой», «Формула жизни А.Платонова», «Поэтический герб А.В.Кольцова», «Поэтическое сердце поэтов серебряного века» и др. Рождение идеи, замысла, выбор объекта для проявления творческих задатков, реализация их, а в результате – влияние на умы и души детей. слайды №№ 11-14 Также на уроках уч-ся выполняют и другие виды работ: составляют кроссворды, литературные викторины, продумывают задания к тестам, разгадывают ребусы (кстати, на уроках математики можно разгадывать числовые ребусы), сочиняют сказки, участвуют в лингвистических экспериментах ( у вас это могут быть математические или биологические эксперименты), демонстрируют свои способности в рисовании, приглашая всех на творческую выставку «Наш вернисаж» и т.д. слайды№№ 15-16 Нестандартные урока ( урок -деловая игра, урок-семинар, урок-митинг, урок-круглый стол и др.) также позволяют формировать ключевые компетенции, в том числе и КЛС. На них дети становятся зрителями, слушателями, писателями, художниками, актерами, что объединяет КЛС с общекультурными компетенциями. слайд 17 Хочется отметить интегрированные уроки, которые я применяю в своей работе: «Город. Государь. Гений.», «Творчество И.С.Тургенева», «Закон протянутой руки, души распахнутой», «Спортивная лексика», «Маленький принц на планете Земля» и др. слайд 18 Такие уроки способствуют активизации творческого потенциала личности, дают импульс к ее самосовершенствованию. А использование, например, на уроках биологии ( 7 кл. Обобщение по теме «Грибы») пословицы в теме урока «Есть грибы и не в лесу: в тесте, в пиве и квасу», а загадок – в ходе урока позволяет ненавязчиво говорить о том, что родная литература, родная природа способствуют духовному и интеллектуальному самосовершенствованию личности. Поэтому взаимопосещение уроков учителями-предметниками, взаимообмен, взаимоконсультации были и остаются важным элементом в моей работе для формирования КЛС. Нельзя не сказать о факультативных занятиях и элективных курсах, которые стали неотъемлемой частью учебного процесса. Мною были разработаны программы для элективных курсов «В творческой мастерской писателя», «Развивайте дар слова», «Экология слова» и для факультативных занятий «Открытая книга», «Загадки русского языка», «Секреты пунктуации» и др. Во всех этих программах акцент также делается на творческое развитие ребенка и на возможность ученика реализовать свои потенциальные возможности во многих видах активной деятельности. Подчеркиваю – активной, т.к. необходимое условие творчества – это активность личности. Считаю, что некоторые формы урочной деятельности, озвученные сегодня, можно использовать и на других предметах. слайд 19 Сегодня у современных школьников есть большие возможности для формирования КК и проявления своих творческих и литературных способностей: многие дети принимают участие в различных конкурсах, используют Интернет-ресурсы, возможности школьного медиацентра для создания творческих отчетов, сценариев к различным мероприятиям, презентаций, электронных пособий… слайды №№ 20-23 А последовательное осуществление органической связи между повседневной учебной работой на уроках и внеклассной работой позволяет добиться больших успехов для формирования КЛС. Это: слайд 24 - ежегодные предметные Недели ( в рамках Недели русского языка и литературы я провела литературный вечер «У каждого возраста свой Пушкин»; - различные школьные мероприятия ( поэтический вечер для старшеклассников «Все начинается с любви», устный журнал «Подвиг поэзии»; - выпуск школьных газет ( на литературную, математическую, экологическую, историческую и др.темы) – «Писатель и время» ( к 200-летию Н.В.Гоголя); - система ДО (творческие кружки) Несколько лет назад в школе работал драматический кружок «Лицедеи», организованный мною; был поставлен спектакль «Во все столетья учились дети». Все эти мероприятия раскрыли творческие способности детей, их индивидуальность, фантазию, изобретательность, даже одаренность. слайд 25 Сегодня в школах есть все необходимые условия для формирования и развития личности. Поэтому в заключение хотелось бы напомнить слова Д.А.Медведева: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире». Это заказ общества – подготовить его граждан к современным условиям жизни. А школа должна создавать условия для формирования личности, развивать необходимые личностные качества и компетенции, среди которых и ключевая компетенция личностного самосовершенствования. слайд 26
|
© Сайт Маркиной Ирины Ивановны, 2009 |