|
…E: 14pt">- причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы.
С генетической точки зрения эпитеты делятся на общеязыковые, индивидуально-авторские и народно-поэтические. С точки зрения того, как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные и выразительные ( лирические). Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку; в выразительных эпитетах, напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению( н-р, «мелькают образы безумные людей»). Примечание. Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, т.к. и изобразительные эпитеты имеют эмоционально- оценочное значение.
Выполните следующие задания.
Из слов правой и левой колонки составьте словосочетания. Луч Неприступный ___________________ Замок Бледный _____________________ Луна Ликующий ______________________ Сон Роковой ______________________ Тайна Страшная ______________________ Возглас Золотой ______________________
Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты
Солнце _____________________________________ Туман ______________________________________ Огонь ______________________________________ Свет ______________________________________ Сирень______________________________________ Чувство ____________________________________ Муза ______________________________________ Тишина _____________________________________
Найдите эпитеты, определите их роль в тексте.
1. Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. ( А.Платонов) 2. В красном закате плыли и плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. ( И.Шмелев) 3. Сжатая рожь, бурьян, молочай – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. ( А.П.Чехов)
_____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________
Практическая работа по теме «Выразительные средства лексики. Сравнение»
Цель: расширить знания учащихся о средствах художественной изобразительности на примере тропа – сравнение; развить навык лингвистического анализа текста; развить устную и письменную речь.
Ход работы
1. Прочитать теоретический материал о средстве художественной изобразительности – сравнении ( учебник «Русский язык» 10-11 классы стр. 57) 2. Проанализировать материал из таблицы о способах выражения сравнения. 3. Подобрать отрывок ( фрагмент) текста (текстов) на разные способы выражения сравнения. 4. Найти в тексте ( текстах) сравнение, определить способ выражения. 5. При необходимости обратитесь к «Словарю литературоведческих терминов».
______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
Роль выразительных средств фонетики и лексики в тексте
Цель: отработать умение определять роль выразительных средств художественной речи; совершенствовать навык находить тропы в тексте, уметь распознавать их и уместно использовать в своей устной и письменной речи. Ход работы 1.Прочитать отрывок текста. 2. Найти в тексте указанные в задании средства выразительности, назвать их. 3. Определить роль каждого тропа. 4. Дать определение другим средствам выразительности ( задание № 1), определить их роль. 5. Сделать вывод. Текст № 1. Задание: найти в тексте повторяющиеся ударные звуки. Как называется такое средство выразительности? Какие звуковые образы создают эти повторения? --list--•1. О, весна – без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь, принимаю… ( А.Блок) --list--•2. И веют древними поверьями Её упругие шелка. ( А.Блок) _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ Текст № 2 Задание: найти в тексте сравнение, объяснить роль данного тропа. Надо мной между березой и сосной В своей печали бесконечной Плывут, как мысли, облака, Как чувство радости беспечной. ( Н.Рубцов) _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ Задание № 1 Определить роль следующих средств выразительности: Эпитеты служат в тексте для: 1)____________________________________________________ ______________________________________________________
Используя метафоры, автор… 1) _______________________ _____________________________________________________ Олицетворение служит для ___________________________________________________________ _________________________________________________________ Метонимия – это ___________________________________________________________ Использование метонимии позволяет ___________________________________________________________ Синекдоха – это ___________________________________________________________ Она усиливает ___________________________________________________________ Перифраз – это оборот речи, ___________________________________________________________ Перифраз позволяет: 1)___________________________________________________________ 2)___________________________________________________________ 3)___________________________________________________________ Гипербола – это ___________________________________________________________ Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов ___________________________________________________________ Ирония - это употребление слова или высказывания ___________________________________________________________ Ирония как выразительный прием используется для ___________________________________________________________ Вывод: таким образом, выразительные средства фонетики и лексики_____________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________
Проверь себя ! «Роль выразительных средств лексики в речи»
Эпитет. Все эпитеты направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков. Кроме этого, эпитеты могут; 1) усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов; 2) уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество); 3) создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона; 4) передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления. Сравнение. Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций. Метафора. Метафора является одним из самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста. Через метафору автор не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта. Метафора является авторской характеристикой предметов и явлений, создает картины жизни, передает внутренний мир героев и точку зрения рассказчика и самого автора. Олицетворение. Служит целям создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, целям усиления передаваемых мыслей и чувств. Метонимия. Относится к числу важнейших и наиболее употребительных средств языка. Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придает изображаемому предметную наглядность. Синекдоха. Усиливает выразительность и экспрессию речи. Перифраз (а). Позволяет: 1) выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого; 2) избежать неоправданной тавтологии; 3) ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого; 4) придать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание. Гипербола. Литота. Их использование позволяет авторам резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность. Они могут использоваться также как средство создания комических образов. Ирония. Ирония как выразительный прием используется для создания в тексте комического эффекта и выражения авторских оценок и эмоций.
«Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка
К «неспециальным» лексическим тропам относятся синонимы, антонимы, омонимы ( а также омофоны, омографы и омоформы), фразеологизмы и паронимы. Роль синонимов в тексте Синонимы ( в том числе контекстуальные) позволяют: 1) уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки; 2) выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему; 3) обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию; 4) более глубоко раскрыть образ. Приведите примеры предложений с синонимами _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ Роль антонимов в тексте Антонимы ( в том числе контекстуальные) позволяют: 1) уточнить мысль, сделать ее ярче, образней; 2) дать более полную характеристику явления; 3) усилить передаваемое содержание; 4) выразить авторскую оценку обозначаемого. Приведите примеры предложений с антонимами. _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ Роль омонимов в речи Омонимы используются: 1) для усиления выразительности и экспрессии речи; 2) для создания выразительности комического характера ( на основе их использования обычно создаются каламбуры). Приведите примеры омонимов и их разновидностей. Паронимы – это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения ( шумный- шумливый ; поступок – проступок и др.) Роль паронимов в тексте Используются для достижения большей точности и выразительности, образности, наглядности изображения. Подберите к данным словам паронимы, объясните их значение. Образец: поделка ( изделие, поделка из древесины – подделка ( не подлинник) Бережный __________________________________ Обидный ___________________________________ Представить ________________________________ Договор __________________________________ Выразительные средства синтаксиса
1. Прочитайте внимательно лингвистический текст.
Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка: словосочетаний и предложений, а также особенности композиционного построения текста, его членения на абзацы, особенности пунктуационного оформления. Наиболее значимыми выразительными средствами синтаксиса являются: - синтаксическая структура предложения и знаки препинания; - специальные синтаксические выразительные средства ( фигуры); - особые приемы композиционно-речевого оформления текста ( вопросно-ответная форма изложения, несобственно-прямая речь, цитирование). Синтаксическая структура предложения и знаки препинания. С точки зрения синтаксической структуры предложения особенно существенными для выразительности текста являются: а) грамматические признаки предложения: простое оно или сложное, двусоставное или односоставное, неосложненное или осложненное; б) тип предложения по цели высказывания; в) характеристика предложения по эмоциональной окраске. Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности. Обратите внимание на комментарий к фрагменту текста. Например, в стихотворении М.Лермонтова «Молитва» в последней строфе С души как бремя скатится, Сомненья далеко- И верится, и плачется, и так легко, легко... – безличные предложения в двух последних строках передают особое состояние лирического героя, который, не находя опоры в себе и обратившись к Богу, испытал «силу благодатную» молитвы и находится во власти этой силы, несущей надежду на спасение души. Возьмите на заметку! Роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена, преж |
|