…E: 14pt">- причастиями и причастными оборотами:

Соловьи словословьем  грохочущим оглашают лесные пределы.

 

     С генетической точки зрения эпитеты делятся на общеязыковые, индивидуально-авторские и народно-поэтические.

     С точки зрения того, как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные и выразительные ( лирические).

     Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку; в выразительных эпитетах, напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению( н-р, «мелькают образы безумные людей»).

     Примечание. Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, т.к. и изобразительные эпитеты имеют эмоционально- оценочное значение.

 

 

Выполните  следующие задания.

 

Из слов правой и левой колонки составьте словосочетания.

Луч                  Неприступный     ___________________

Замок             Бледный         _____________________

Луна               Ликующий     ______________________

Сон                Роковой         ______________________

Тайна             Страшная     ______________________

Возглас         Золотой         ______________________

 

 

Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты

 

Солнце _____________________________________

Туман  ______________________________________

Огонь  ______________________________________

Свет    ______________________________________

Сирень______________________________________

Чувство ____________________________________

Муза    ______________________________________

Тишина _____________________________________

 

Найдите эпитеты, определите их роль в тексте.

 

1. Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди    сонных, блаженных сосен. ( А.Платонов)

2. В красном закате плыли и плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. ( И.Шмелев)

3. Сжатая рожь, бурьян, молочай – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. ( А.П.Чехов)

 

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

 

Практическая работа по теме «Выразительные средства лексики. Сравнение»

 

Цель: расширить знания учащихся  о средствах художественной изобразительности на примере тропа – сравнение; развить навык лингвистического анализа текста; развить устную и письменную речь.

 

Ход работы

 

1.             Прочитать теоретический материал о средстве художественной изобразительности – сравнении ( учебник «Русский язык» 10-11 классы стр. 57)

2.             Проанализировать материал из таблицы о способах выражения сравнения.

3.             Подобрать отрывок ( фрагмент) текста (текстов) на разные способы выражения сравнения.

4.             Найти в тексте ( текстах) сравнение, определить способ выражения.

5.             При необходимости обратитесь к «Словарю литературоведческих терминов».

  

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Роль выразительных средств фонетики и лексики в тексте

 

Цель: отработать умение определять роль выразительных средств художественной речи; совершенствовать навык находить тропы в тексте, уметь распознавать их и уместно использовать в своей устной и письменной речи.

Ход работы

1.Прочитать отрывок текста.

2. Найти в тексте указанные в задании средства выразительности, назвать их.

3. Определить роль каждого тропа.

4. Дать определение другим средствам выразительности ( задание № 1), определить их роль.

5. Сделать вывод.

Текст № 1.

Задание: найти в тексте повторяющиеся ударные звуки. Как называется такое средство выразительности? Какие звуковые образы создают эти повторения?

--list--•1.             О, весна – без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь, принимаю… ( А.Блок)

--list--•2.             И веют древними поверьями

Её упругие шелка.  ( А.Блок)

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Текст № 2

Задание: найти в тексте сравнение, объяснить роль данного тропа.

Надо мной между березой и сосной

В своей печали бесконечной

Плывут, как мысли, облака,

Как чувство радости беспечной.   ( Н.Рубцов)

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Задание № 1

Определить роль следующих средств выразительности:

Эпитеты служат в тексте для:

1)____________________________________________________

______________________________________________________

 

 

Используя метафоры,  автор… 1)    _______________________

_____________________________________________________

Олицетворение служит для  ___________________________________________________________

_________________________________________________________

Метонимия – это ___________________________________________________________

Использование метонимии позволяет ___________________________________________________________

Синекдоха – это ___________________________________________________________

Она усиливает ___________________________________________________________

Перифраз – это оборот речи, ___________________________________________________________

Перифраз позволяет:

1)___________________________________________________________

2)___________________________________________________________

3)___________________________________________________________

Гипербола – это ___________________________________________________________
Литота – это ___________________________________________________________

Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов ___________________________________________________________

Ирония - это употребление слова или высказывания ___________________________________________________________

Ирония как выразительный прием используется для ___________________________________________________________

Вывод: таким образом, выразительные средства фонетики и лексики_____________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

 

  

 

 

 

Проверь себя !

«Роль выразительных средств лексики  в речи»

 

Эпитет. Все эпитеты направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков. Кроме этого, эпитеты могут; 1) усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов; 2) уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество); 3) создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона; 4) передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления.

Сравнение. Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.

Метафора. Метафора является одним из самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста. Через метафору автор не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта. Метафора является авторской характеристикой предметов и явлений, создает картины жизни, передает внутренний мир героев и точку зрения рассказчика и самого автора.

    Олицетворение. Служит целям создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, целям усиления передаваемых мыслей и чувств.

 Метонимия. Относится к числу важнейших и наиболее употребительных средств языка. Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придает изображаемому предметную наглядность.

Синекдоха. Усиливает выразительность и экспрессию речи.

  Перифраз (а). Позволяет: 1) выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого; 2) избежать неоправданной тавтологии; 3) ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого; 4) придать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание.

  Гипербола. Литота. Их использование позволяет авторам резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность. Они могут использоваться также как средство создания комических образов.

  Ирония. Ирония как выразительный прием используется для создания в тексте комического эффекта и выражения авторских оценок и эмоций.

 

«Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка

 

К «неспециальным» лексическим тропам относятся синонимы, антонимы, омонимы ( а также омофоны, омографы и омоформы), фразеологизмы и паронимы.

Роль синонимов в тексте

Синонимы ( в том числе контекстуальные) позволяют: 1) уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки; 2) выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему; 3) обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию;

4) более глубоко раскрыть образ.

Приведите примеры предложений с синонимами

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Роль антонимов в тексте

Антонимы ( в том числе контекстуальные) позволяют: 1) уточнить мысль, сделать ее ярче, образней; 2) дать более полную характеристику явления; 3) усилить передаваемое содержание; 4) выразить авторскую оценку обозначаемого.

Приведите примеры предложений с антонимами.

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Роль омонимов в речи

Омонимы используются: 1) для усиления выразительности и экспрессии речи; 2) для создания выразительности комического характера ( на основе их использования обычно создаются каламбуры).

Приведите примеры омонимов и их разновидностей.

Паронимы – это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения ( шумный- шумливый ; поступок – проступок и др.)

Роль паронимов в тексте

Используются для достижения большей точности и выразительности, образности, наглядности изображения.

Подберите к данным словам паронимы, объясните их значение.

Образец: поделка ( изделие, поделка из древесины – подделка ( не подлинник)

Бережный __________________________________

Обидный  ___________________________________

Представить ________________________________

Договор   __________________________________

Выразительные средства  синтаксиса

 

1.            Прочитайте внимательно лингвистический текст.

 

            Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка: словосочетаний и предложений, а также особенности композиционного построения текста, его членения на абзацы, особенности пунктуационного оформления.

            Наиболее значимыми выразительными средствами синтаксиса являются:

- синтаксическая структура предложения и знаки препинания;

- специальные синтаксические выразительные средства ( фигуры);

- особые приемы композиционно-речевого оформления текста ( вопросно-ответная форма изложения, несобственно-прямая речь, цитирование).

Синтаксическая структура предложения и знаки препинания.

           С точки зрения синтаксической структуры предложения особенно существенными для выразительности текста являются:

а) грамматические признаки предложения: простое оно или сложное, двусоставное или односоставное, неосложненное или осложненное;

б) тип предложения по цели высказывания;

в) характеристика предложения по эмоциональной окраске.

            Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности.

Обратите внимание на комментарий к фрагменту текста.

Например, в стихотворении М.Лермонтова «Молитва» в последней строфе

С души как бремя скатится,

Сомненья далеко-

И верится, и плачется, и так легко, легко... – безличные предложения в двух последних строках передают особое состояние лирического героя, который, не находя опоры в себе и обратившись к Богу, испытал «силу благодатную» молитвы и находится во власти этой силы, несущей надежду на спасение души.

Возьмите на заметку!

               Роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена, преж

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz