…MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt -7.1pt; TEXT-INDENT: 14.2pt; mso-element: frame; mso-element-frame-hspace: 9.0pt; mso-element-wrap: around; mso-element-anchor-vertical: page; mso-element-anchor-horizontal: margin; mso-element-top: 84.05pt; mso-height-rule: exactly"> 

Морфологические средства связи

 

 

1.

Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений

За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.

 

2.

Использование личных ( 3л.) указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений.

Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.

 

3.

Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям.

Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

 

4.

Единство временных форм глаголов-сказуемых

Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.

 

5.

Использование степеней сравнения прилаг. и наречий

Место было прекрасное. Лучше и придумать нельзя.

 

 

                                    ( зачетная работа по теме)

Цель: совершенствовать  умения и навыки составлять тексты, определять тему и основную мысль, средства и способы связи предложений в тексте.

 

Ход работы

1.              Прочитать предложения.

2.              Выполнить задания, ответить на вопросы.

 

 

(1)            Книга – это могучее оружие: без  нее я был бы немым или  косноязычным, я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю.

(2)            Школа – это прежде всего книга.

(3)            Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека.

(4)            Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги.

(5)            Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения.                         ( В.А.Сухомлинский)

 

      Вопросы и задания

1.              Подумайте, в какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст.  Текст запишите, озаглавьте.

 

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

2.              Определите тему и основную мысль текста. Подумайте, можно ли основную мысль выразить предложением из текста или ее нужно сформулировать.

Тема ________________________________________________

Идея ________________________________________________

3.             Определите способ связи предложений в тексте. Приведите доказательства._________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

4.             Выпишите из текста средства связи предложений , запишите их названия, воспользовавшись справочной таблицей предыдущего занятия.

_______________________________________________________ 

 

Старт проекта «Все о стилях и типах речи»

Цель:1) выявить и проанализировать проблему проекта, определить цели и основные задачи проекта;

          2) совершенствовать навыки проектно-исследовательской деятельности: умение размышлять, делать выводы, принимать самостоятельно решения, развивать интеллектуальные качества учащихся;

          3) воспитывать за счет ПИТ качества образованного, современного человека.

 

Ход занятия

1.            Орг.момент.

2.            Создание проблемной ситуации.

3.            Сообщение темы, постановка цели.

4.            Старт проекта.

5.            Работа класса.

( Запись в рабочих блокнотах примерного плана проектного продукта)

 

«Все о стилях речи»

План

1.            Определение стилей.

2.            Сфера применения.

3.            Функции стиля.

4.            Основные стилевые особенности.

5.            Основные языковые особенности.

6.            Жанры стиля

7.            Подстили ( если есть)

8.            Практикум ( подбор примеров)

             

«Все о типах речи»

План

1.            Количество типов речи

2.            Определение типа

3.            Типичная композиция ( структура)

4.            Языковые особенности типа речи

5.            Характерная лексика, морфология, синтаксис

6.            Разновидности типов речи

7.            Смешение типов речи

8.            Практикум ( подбор примеров)

 

6.            Формирование рабочих групп, распределение функций.

7.            Определение конечного проектного продукта

8.            Подведение итогов занятия.

 

 

Средства выразительности в тексте

     Цель занятия: вспомнить основные изобразительно-выразительные средства языка; углубить знания о выразительных средствах фонетики; совершенствовать навык работы со справочной литературой; развивать устную и письменную речь.

 

Вспомните!

 

     Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.

Языковая выразительность – это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление. В основе языковой выразительности всегда лежит новизна, своеобразие, некоторая необычность, отступление от привычного, обыкновенного.

     Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности, основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Однако выразительность текста создается не только с помощью использования специальных художественно-изобразительных средств. Значительные выразительные ресурсы заключены в лексике и фразеологии языка, а также в его грамматическом строе и фонетических особенностях. Именно поэтому можно говорить о выразительных средствах языка на всех его уровнях: фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования, синтаксиса.

 

 Поработайте со словарями, определите значение следующих терминов!

 

Выразительные средства фонетики

Основными выразительными средствами фонетики являются следующие: звукопись ( ассонанс и аллитерация) , звукоподражание ( подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы) , а также анафония, липограмма, сдвиг, тавтограмма, фоника.

 

Приведите примеры на каждое выразительное средство фонетики!

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

 

 

 

 

 

Выразительные средства лексики и фразеологии

 

     На уровне  лексики  основными  средствами выразительности являются тропы ( от греч. – поворот, оборот, образ) -  специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К основным видам тропов относятся : эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия , синекдоха, перифраз       ( перифраза), гипербола, литота, ирония.

Помимо тропов, средствами языковой выразительности на уровне лексики и фразеологии могут выступать:

- синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;

- фразеологизмы;

- стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления      ( их ещё называют неспециальными лексическими изобразительно-выразительными средствами языка).

 

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка

Эпитет

К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще выражаются прилагательными: «лимонный свет», «седой туман».

Эпитеты могут выражаться также:

- существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; поэт – это лира своей души ;

- наречиями, выступающими в роли обстоятельств:

«На севере диком стоит одиноко…»;

- деепричастиями:

Волны несутся гремя и сверкая ;

- краткими прилагательными, которые выполняют в предложении функцию сказуемого:

Зловещ горизонт и внезапен;

Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz