«У каждого возраста свой Пушкин»
( литературный вечер для учащихся 7-8 классов в рамках Недели русского языка)
Цели: привить интерес и любовь к литературе;
активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
воспитывать чувство коллективизма;
развивать эстетическое восприятие окружающей действительности.
Оформление:
компьютер, мультимедийная презентация «У каждого возраста свой Пушкин»;
портрет А.С.Пушкина, выставка книг поэта, подборка книг о Пушкине, выставка рисунков, творческие работы учащихся, иллюстрации к произведениям, свечи, цветы, магнитофон, реквизит для инсценирования сказок.
Музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Времена года»
Ход мероприятия
( На экране заставка – портрет А.С.Пушкина) слайд № 1
Звучит стихотворение А.С.Пушкина « Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
слайды №№ 2, 3
Слово учителя
Александр Сергеевич Пушкин… Такое знакомое и родное имя. «У каждого возраста свой Пушкин» , - так назвали мы сегодняшний литературный вечер, посвященный великому русскому поэту, человеку, личности.
Ведущий
Самым величайшим поэтом в России был и остается А.С.Пушкин. Редко встретишь в наше время человека, который не был бы знаком с его творчеством. У каждого из нас – свой Пушкин. И это прекрасно!
Ведущий
Уже с самого раннего детства мы начинаем знакомиться с произведениями А.С.Пушкина. Помните:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
Ведущий
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…
Ведущий
А вот еще:
Жили-были старик со старухой
У самого синего моря…
И это не просто сказки, это часть мира, в котором мы живем, часть нас самих.
Слово учителя
Сейчас мы увидим инсценирование сказок А.С.Пушкина.
7 «А» - «Сказка о царе Салтане…» слайд № 4
7 «Б» - «Сказка о попе и работнике его Балде» слайд № 5
8 «А» - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» слайд № 6
8 «Б» - «Сказка о рыбаке и рыбке» слайд № 7
( Эти сказки предварительно по жребию за несколько дней вперед были выбраны учениками в качестве домашнего задания)
Ведущий
Все прекрасно в творчестве Пушкина: его стихи, его герои, его идеи. Нельзя читать Пушкина и оставаться равнодушным.
Посмотрите: за окном – осень. А осень была самым плодотворным периодом в творчестве поэта.
Именно в Болдине он пишет сказки, поэму «Медный всадник», роман «Евгений Онегин», «Повести Белкина», много стихотворений.
слайд № 8
Ведущий
Ни одно время года не вызывало у поэта такого очарования, как осень. В одноименном стихотворении он посвятил ей чудесные строки. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы изображает как могучее проявление жизни. Он нашел и изобразил подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе.
Учитель
И сейчас мы с вами в этом убедимся. Отрывки из стихотворения А.С.Пушкина «Осень» читают выразительно ученики 7- 8 классов.
( под музыку П.И.Чайковского «Времена года» ученики читают отрывки из стихотворения)
слайды №№ 9, 10
Ведущий
В стихах Пушкина читатель найдет все: реальные портреты эпохи, размышления о главных вопросах жизни, картины природы, движения человеческой души. Его произведения именно потому так близки многим из нас. Он смог жить, «чтобы мыслить и страдать», и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе с Пушкиным.
Проводится литературная викторина по творчеству поэта. Представители от каждого класса приглашаются на сцену. Им предстоит ответить на 4 вопроса из жизни и творчества А.С.Пушкина.
слайд № 11
( Проводится викторина - см. приложение к сценарию)
Ведущий
Прошло много лет с тех пор, когда жил, творил, любил А.С.Пушкин. Его давно нет, но осталось богатейшее творческое наследие – прекрасная школа «воспитания чувств», которую посещает каждый из нас.
слайд № 12
Ведущий
Это имя – знакомое с детства-
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
Ведущий
Это имя – бессонница весен,
Увлекающая за моря,
Золотая, румяная осень,
Бодрый холод в конце октября.
Ведущий
Это имя – сквозь белые ночи
Всех бессонных касается век,
Раскрывает все жадные очи
На прошедший и будущий век.
Ведущий
Это имя – как лозунг и знамя!
И опять, веселясь и грустя,
Рядом с нами, за нас и за нами –
Он наш сверстник и наша звезда!
слайд № 13
Литература
1. А.С.Пушкин. Избранное. М.: «Художественная литература», 1961. – 359с.
2. «Светлое имя Пушкин» / Сост. В.В.Кунина ( проза, стихи, эссе о поэте).- М.: Изд-во «Правда», 1988. – 608с.
Приложение к сценарию
Вопросы литературной викторины по творчеству А.С.Пушкина
1. Назовите произведение, в которых есть следующие строки:
1) «Там русский дух, там Русью пахнет…»
( поэма «Руслан и Людмила»)
2) «…Оно, соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто,
Будто медом налилось…»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
3) «Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…»
( поэма «Руслан и Людмила»)
4) «И вымолвить хочет: давай улетим!.
( стихотворение «Узник»)
2. Узнайте литературного героя . О ком ( или о чем) говорится?
1) «Ступает бережно на лед,/ Скользит и падает…» ( гусь)
2) «Голубка дряхлая моя…» ( няня )
3) «Княжны испуганной бледнее;
Зажавши уши поскорее,
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьется…» ( Черномор)
4) «Идет, бредет сама собой…» ( ступа)
3. Кому принадлежит эта вещь ( предмет)?
1) Говорящее зеркальце ( злая царевна – мачеха)
2) Невод ( старику)
3) Золотой петушок ( царь Дадон)
4) Прялка ( старуха, три девицы)
4.Вопросы по биографии А.С.Пушкина
1) Когда родился А.С.Пушкин? ( 26 мая ( 6 июня) 1799 года)
2) Где учился юный Саша Пушкин ? ( в Царскосельском лицее)
3) Назовите дату смерти А.С.Пушкина. ( 29 января ( 10 февраля) 1837 года)
4) Перечислите географические объекты на карте нашей Родины, связанные с именем А.С.Пушкина. (Москва, Петербург, Одесса, Кавказ, Болдино…)