План учебного занятия по элективному курсу «Практическая фразеология»

«В мире слов» .Старт проекта. Этап – подготовительный (поисковый)

 

Цели:

- дидактическая: выявить и проанализировать проблему проекта, сформулировать тему, определить цели и основные задачи проекта; выбрать способы работы на начальном  этапе, распределить ролевые функции;

- развивающая: совершенствовать навыки проектно-исследовательской деятельности: умение размышлять, делать выводы, принимать самостоятельно решения, развивать интеллектуальные качества уч-ся;

- воспитательная: развить за счет психологических ресурсов проектной работы качества человека культурного, образованного, современного.

 

Вид занятий – урок – старт

Оборудование: компьютер, презентация «В мире слов», работы уч-ся в рамках ПИТ как образцы

 

Ход занятия

 

1.Организационный момент

2. Психологическая подготовка к восприятию темы занятия.

 

Слово учителя

        Эпиграфом к нашему разговору сегодня могут стать слова Л.Успенского: «Нельзя как следует овладеть языком, не изучив его фразеологии»         ( слайд №    )

 

Создание проблемной ситуации.

 

1. Что вы видите на экране?                                                     ( слайд №   )

     ( Слова )  

 

Сказка, человек, быль, лица, роман, счастливые, герой, паруса, не наблюдают, не понять, алые, часы, ум, Россия, знакомые, буква, рождены, большая, луч, свет…

 

2. Что вы можете сказать о следующих фразах?                   ( слайд №    )

 

  1.Умом Россию не понять…

   2. Герой не моего романа

   3.Человек с большой буквы

  

( Это  афоризмы, известные, легко воспроизводимые; крылатые выражения)

 

Слово учителя

 

Итак, перед нами языковые афоризмы   ( слайд №    ) – и проблема.

 

--list--•1.     Почему обыкновенные точные слова превращаются в крылатые выражения?

--list--•2.     Как происходит этот интереснейший процесс?

--list--•3.     Какие крылатые выражения дала нам литература?      ( слайд №    )

 

И на все эти вопросы нам поможет ответить наш проект.

 

3. Сообщение темы занятия, постановка цели.

4. Работа над первым этапом проекта – подготовительным.

 

Слово учителя

Зачетная итоговая работа по элективному курсу «Практическая фразеология» - это  защита проекта. ЗУН по такому виду учебной деятельности у нас есть, результаты – тоже. ( Демонстрация альманаха, учебных дисков, накопительных папок и др.)

А материально-техническая база школы позволяет применять ПИТ в учебно-воспитательном процессе. Поэтому я предлагаю вам сегодня начать работу над нашим проектом. Итак, крылатые выражения, афоризмы. Первый этап – подготовительный.

                                                                                                         ( слайд №     )

 

Работа класса

 

Задание: определить и сформулировать тему проекта, дать заглавие нашему проекту.

 

( Уч-ся раздаются листы для заполнения: стр. 1 «Тема». Они записывают в него свои варианты темы, названия проекта. Некоторые затем зачитываются,

комментируются).

 

Слово учителя

Что, по-вашему, поможет нам справиться с нашей целью? Какие источники, средства? Не забывайте, что наш проект связан с литературой и работать мы будем с литературными произведениями.

 

Работа класса

( Уч-ся заполняют раздаточный лист № 2 «Источники, способы, средства».)

Слово учителя

А что каждый из вас смог бы сделать в рамках проекта? Как проявиться? Вы можете работать в группах, индивидуально, но все. Помните известную фразу писателя-воронежца А.Платонова «А без меня народ не полный!»          (слайд №         )

 

Работа класса

( Уч-ся заполняют раздаточный лист № 3 «Ролевые функции»)

 

5. Подведение итогов занятия.

 

Беседа с уч-ся по вопросам.

Итак, подведем итоги нашего разговора.                               ( слайд №    )

Крылатые выражения- это вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц или литературных персонажей, ставшие нарицательными.

 

1. Что должны с вами усвоить в результате ПИД (слайд №       )?

    - Когда появились афоризмы?

    - Где появились?

    - При каких условиях?

    - Где автор использовал пословицы и поговорки, а где «создал» крылатое выражение?

 

 2. Что должны с вами уметь, чему научиться?                   ( слайд №   )    

     - Ориентироваться в информационном пространстве, собирать материал, исследовать,

анализировать, сравнивать, работать самостоятельно…

 

3. В чем должны убедиться?                                                ( слайд №          )

    - В богатстве русского языка, в его красоте и образности, выразительности, меткости.

4. Каков же будет продукт ( результат) нашей проектно-исследовательской деятельности? Напишите свой (и) вариант(ы) ответа.

 

    ( Уч-ся заполняют раздаточный лист № 4 «Результат»)

 

--list--•4.     Домашнее задание: сбор информации, материала ко второму этапу проекта – «Аналитический».                        (слайд №     )

Темы:

 «Афоризмы из литературных произведений»,

 «Роль русских писателей в создании и расширении фразеологической сокровищницы русского языка».                   (слайд №     )

© Сайт Маркиной Ирины Ивановны, 2009
Все права защищены. При использовании
материалов сайта ссылка на автора обязательн
а
.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz