|
План учебного занятия по элективному курсу «Практическая фразеология» «В мире слов» .Старт проекта. Этап – подготовительный (поисковый)
Цели: - дидактическая: выявить и проанализировать проблему проекта, сформулировать тему, определить цели и основные задачи проекта; выбрать способы работы на начальном этапе, распределить ролевые функции; - развивающая: совершенствовать навыки проектно-исследовательской деятельности: умение размышлять, делать выводы, принимать самостоятельно решения, развивать интеллектуальные качества уч-ся; - воспитательная: развить за счет психологических ресурсов проектной работы качества человека культурного, образованного, современного.
Вид занятий – урок – старт Оборудование: компьютер, презентация «В мире слов», работы уч-ся в рамках ПИТ как образцы
Ход занятия
1.Организационный момент 2. Психологическая подготовка к восприятию темы занятия.
Слово учителя Эпиграфом к нашему разговору сегодня могут стать слова Л.Успенского: «Нельзя как следует овладеть языком, не изучив его фразеологии» ( слайд № )
Создание проблемной ситуации.
1. Что вы видите на экране? ( слайд № ) ( Слова )
Сказка, человек, быль, лица, роман, счастливые, герой, паруса, не наблюдают, не понять, алые, часы, ум, Россия, знакомые, буква, рождены, большая, луч, свет…
2. Что вы можете сказать о следующих фразах? ( слайд № )
1.Умом Россию не понять… 2. Герой не моего романа 3.Человек с большой буквы
( Это афоризмы, известные, легко воспроизводимые; крылатые выражения)
Слово учителя
Итак, перед нами языковые афоризмы ( слайд № ) – и проблема.
--list--•1. Почему обыкновенные точные слова превращаются в крылатые выражения? --list--•2. Как происходит этот интереснейший процесс? --list--•3. Какие крылатые выражения дала нам литература? ( слайд № )
И на все эти вопросы нам поможет ответить наш проект.
3. Сообщение темы занятия, постановка цели. 4. Работа над первым этапом проекта – подготовительным.
Слово учителя Зачетная итоговая работа по элективному курсу «Практическая фразеология» - это защита проекта. ЗУН по такому виду учебной деятельности у нас есть, результаты – тоже. ( Демонстрация альманаха, учебных дисков, накопительных папок и др.) А материально-техническая база школы позволяет применять ПИТ в учебно-воспитательном процессе. Поэтому я предлагаю вам сегодня начать работу над нашим проектом. Итак, крылатые выражения, афоризмы. Первый этап – подготовительный. ( слайд № )
Работа класса
Задание: определить и сформулировать тему проекта, дать заглавие нашему проекту.
( Уч-ся раздаются листы для заполнения: стр. 1 «Тема». Они записывают в него свои варианты темы, названия проекта. Некоторые затем зачитываются, комментируются).
Слово учителя Что, по-вашему, поможет нам справиться с нашей целью? Какие источники, средства? Не забывайте, что наш проект связан с литературой и работать мы будем с литературными произведениями.
Работа класса ( Уч-ся заполняют раздаточный лист № 2 «Источники, способы, средства».) Слово учителя А что каждый из вас смог бы сделать в рамках проекта? Как проявиться? Вы можете работать в группах, индивидуально, но все. Помните известную фразу писателя-воронежца А.Платонова «А без меня народ не полный!» (слайд № )
Работа класса ( Уч-ся заполняют раздаточный лист № 3 «Ролевые функции»)
5. Подведение итогов занятия.
Беседа с уч-ся по вопросам. Итак, подведем итоги нашего разговора. ( слайд № ) Крылатые выражения- это вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц или литературных персонажей, ставшие нарицательными.
1. Что должны с вами усвоить в результате ПИД (слайд № )? - Когда появились афоризмы? - Где появились? - При каких условиях? - Где автор использовал пословицы и поговорки, а где «создал» крылатое выражение?
2. Что должны с вами уметь, чему научиться? ( слайд № ) - Ориентироваться в информационном пространстве, собирать материал, исследовать, анализировать, сравнивать, работать самостоятельно…
3. В чем должны убедиться? ( слайд № ) - В богатстве русского языка, в его красоте и образности, выразительности, меткости. 4. Каков же будет продукт ( результат) нашей проектно-исследовательской деятельности? Напишите свой (и) вариант(ы) ответа.
( Уч-ся заполняют раздаточный лист № 4 «Результат»)
--list--•4. Домашнее задание: сбор информации, материала ко второму этапу проекта – «Аналитический». (слайд № ) Темы: «Афоризмы из литературных произведений», «Роль русских писателей в создании и расширении фразеологической сокровищницы русского языка». (слайд № ) |
© Сайт Маркиной Ирины Ивановны, 2009 |