|
Организация и проведение информационного классного часа
И.И.Маркина, МОУ Хреновская СШ № 1, Бобровский район
Классные руководители – самая массовая категория организаторов воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Сегодня школа – это именно то место, где ребенка больше всего воспитывают, где он переживает радость познания, муки и счастье творчества, чувствует свою значимость в жизни, свою нужность для других. Классный руководитель – это организатор системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности классного коллектива. Так, в своей работе я использую современные инновационные технологии. На внеклассных мероприятиях мои ученики защищали проекты: «Символы родной страны. Державный орел России», «Традиции Земли русской. Спас яблочный» ( 2007-2008 учебный год, 5 класс); «Веков связующая нить» (2008-2009 учебный год, 6 класс). За этот же период ученики активно работали над творческими проектами «Долгие версты войны» и «Новогодняя сказка». В апреле 2009 г. класс принял самое активное участие в экологическом социальном проекте «Человек, оглянись вокруг! Аллея Детства». Так ребята включились в социальное проектирование, целью которого являлось овладение общими знаниями, умениями, навыками не только в школе, но и в социокультурной среде. В сентябре 2009 года стартовал новый воспитательный проект «Хотим все знать», где мы пытаемся открыть для себя новые странички в истории родного края. Цель всей этой деятельности – формирование современных ключевых компетенций: информационной, познавательной, коммуникативной, социальной. Но в своей работе с классным коллективом я свободно сочетаю новые формы работы с традиционными: классные собрания, беседы, разговоры на заданную тему, заочные и очные экскурсии, уроки Мужества, классные часы и т.д. Считаю, что одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Он выполняет следующие функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую, формирующую. Таким образом, час классного руководителя (классный час) – это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Информационный классный час – одна из форм моей воспитательной работы с классом. Главное назначение именно такого классного часа – формирование у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, края, района, села. Информационный классный час (далее – ИКЧ) помогает учащимся применить знания, полученные на уроках истории и обществознания, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. ИКЧ и подготовка к нему могут расширить кругозор детей, увлечь их своей проблематикой, развить исследовательские умения. При подготовке ИКЧ мы с ребятами придерживаемся нескольких правил. Правило первое. ИКЧ должен быть актуальным. Правило второе. ИКЧ должен быть мобильным. Информация, которую подготовили классный руководитель и учащиеся, должна быть интересной и ненавязчивой. Правило третье. Информация должна быть оперативной и неизвестной всем в классе (или малоизвестной). Правило четвертое. Информация должна быть беспристрастной. Правило пятое. ИКЧ может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, формировать свою точку зрения). Во время проведения ИКЧ мы применяем следующие формы работы: - газетные сообщения – классный час «Школьная газета «Росинка»; - пересказ событий в мире и стране, крае с использованием цитат из текстов газет, журналов, СМИ – классный час «Цена минуты в масштабе страны»; - работа со словарем и справочной литературой – классный час «Геральдика – наука о гербах»; - работа с глобусом и географической картой – « Горячие точки планеты»; - комментированное чтение различных источников, материалов – «Новости культуры»; - формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них – «Энциклопедия здоровья»; - просмотр и обсуждение видеоматериалов – ИКЧ «Сделай правильный выбор» (в рамках проекта «Наше общее дело») и т.д. За последние три года мною совместно с ребятами были организованы и проведены информационные классные часы и по следующей тематике: --list--•1. «Откуда есть-пошла письменность на Руси» Цель: расширить представление учащихся о появлении письменности, о создании азбуки, о книгах.
--list--•2. «Чтобы компьютер стал другом» Цель: познакомить учащихся с влиянием компьютера на здоровье человека. --list--•3. «Цена минуты» Цель: расширить представление учащихся о скоротечности времени. --list--•4. Серия НОТ: «Учись учиться», «Как выполнять домашнее задание» Цель: познакомить учащихся с навыками учебного труда. --list--•5. «Герб РФ» Цель: познакомить учащихся с изменениями в гербе России, связанными с историческими процессами в стране. Можно также порекомендовать классным руководителям следующие темы для ИКЧ: «Зимние праздники на Руси», «Все о табаке», «Кумиры», «В этот день сто лет назад», «Время, события, люди», «Новости школьного сайта», циклы «Калейдоскоп событий и дат», «Жизнь замечательных людей» и др. ИКЧ могут быть проведены и в виде встречи с интересными людьми или участниками тех или иных событий (к нам приходили участница ВОВ Остапенко Н.И., выпускники школы); это может быть час вопросов и ответов ( инспектора ГИБДД, инспектора ПДН, представители правоохранительных органов) или рекламная акция ( «Мы выбираем здоровье!») При организации ИКЧ я придерживаюсь следующей схемы: 1. Определяю темы и задачи ИКЧ. Хочу отметить, что темы ИКЧ определяются результатами анкетирования учащихся в начале сентября. При необходимости воспитательный план в ходе работы корректируется мною. 2. Определяю предполагаемый результат (конечный результат совместной деятельности, итог классного часа). 3. Определяю время и место проведения классного часа ( например, «История живет в музее» - школьный музей, музей Хреновского лесного колледжа имени Г.Ф.Морозова, музей Хреновского конного завода); «Все о табаке» - медиацентр, с просмотром и обсуждением видеоматериалов; «Как работать с книгой» - детская библиотека с. Хреновое, школьная библиотека). 4. Определяю ключевые моменты классного часа, разрабатываю план подготовки и проведения ИКЧ. 5. Определяю участников подготовки и проведения классного часа ( учащиеся чаще всего работают в паре или в группах по интересам, что развивает коммуникативные навыки). 6. Распределяем задания между участниками и группами ( подготовка классного руководителя, подготовка учащихся, объявление о дате и месте проведения; приглашение (при необходимости) гостей, родителей, предварительное анкетирование, подготовка музыкального сопровождения и т.п.) --list--•7. Подготовительная работа ( учащиеся собирают материал для ИКЧ, обрабатывают ее самостоятельно или с помощью классного руководителя, учителя-предметника, библиотекаря; готовят наглядность ( плакаты с афоризмами, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии; делают презентацию). --list--•8. Предварительный отчет групп, консультация. --list--•9. Проведение информационного классного часа. --list--•10. Рефлексия. Более наглядно всю совместную работу можно продемонстрировать на ИКЧ «Горячие точки планеты», который проводился в нашем классе в феврале 2009 года. Целью данного ИКЧ было в день 20-летия вывода советских войск из Афганистана рассказать об афганской войне. Сами учащиеся по желанию распределили между собой задания по интересам, объединились в пары или в группы. Одна группа проводила анкетирование среди школьников, учителей, родителей, задавая вопрос: «Что вы знаете о войне в Афганистане в 1979-1989г.г.г.?» Другая группа вела поисковую работу по теме «Земляки-афганцы». Группа «музыканты» отвечала за музыкальное сопровождение ИКЧ. «Географы» готовили справку «Афганистан. Где это на карте?», создавали символическую карту «Горячие точки планеты». «Журналисты» брали интервью у воинов-афганцев. «Литераторы» собирали стихотворения, газетные и журнальные публикации о войне в Афганистане, делали анонс книжной полки «Афганистан… Это было». Одна группа делала компьютерную презентацию к ИКЧ. В результате всей этой работы и самого ИКЧ дети должны были понять, что важно знать не только победные, но и горькие, страшные страницы в истории нашей Родины, что сегодняшние знания о войне в Афганистане формируют наше отношение к старшему поколению. Проводить ИКЧ было решено в стенах школы 15 февраля. План проведения данного мероприятия включал: вступительное слово классного руководителя, информацию об Афганистане, конфликтующих сторонах, о вводе ОКСВ в эту страну. Дети читали фрагменты из повести С.Алексиевич «Цинковые мальчики», книги Б.Громова «Последняя колонна», очерка Д.Ольшанского «Афганский синдром» и др. ; звучало стихотворение С.Боева «Приказ» : автор- воин-афганец из г.Боброва ; слушали записи песен в исполнении ансамблей «Каскад» и « Голубые береты». О событиях 20-летней давности рассказали Кекшин Сергей Михайлович и Бондарев Николай Леонидович – папы девочек, которые учатся в нашем классе. Затем на экране появились фамилии погибших воинов-афганцев из Книги Памяти… После проведения ИКЧ дети поделились своими впечатлениями: «… Прошлая жизнь нашей страны – это наша история, и мы должны ее знать»; «… Было очень страшно узнать такую правду…» «… Мы должны это не только знать, но и помнить, чтобы не оборвалась связь между прошлым, настоящим и будущим»; «… Планете нужен мир!» Таким образом, такие ИКЧ дают возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах (просветительская функция ИКЧ). ИКЧ способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке материальных и духовных ценностей (ориентирующая функция). ИКЧ помогает переводить обсуждение того или иного явления, события в рамки реального опыта учащихся (направляющая функция). Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у учеников навыки обдумывания, анализа и оценки событий, явлений, процессов, помогает в выработке умелого ведения диалогов и монологов, отстаивания собственного мнения. Классный час (любой, в том числе и ИКЧ) как форма воспитательной работы важен еще и тем, что он проводится еженедельно и включается в школьное расписание. Сам классный руководитель должен четко представлять себе значение еженедельной встречи с классом. Кто-то решит, что на классном часе надо прежде всего решать так называемые организационные вопросы. Кто-то отдаст это время (20 минут, 30 или все 45) детям: пусть сами организуют интересные игры. Третьи станут проводить беседы. Четвертые будут чаще реализовывать новые методы работы – проекты… Очевидно, вариантов можно назвать столько, сколько есть на свете классных руководителей. Но я считаю, что любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен, значит, создавать его по-прежнему надо всем вместе: педагогу и детям. Именно на классном часе возможны совместное творчество и обоюдный обмен мнений. Именно здесь может состояться игра или коллективное творческое дело. Именно так осуществляется интеллектуально-познавательная деятельность учащихся в воспитательной работе классного руководителя. И именно при организации и проведении ИКЧ, общаясь друг с другом, классным руководителем, учителями, родителями, взрослыми, органами власти на местах формируется личность, готовая жить в современном обществе. |
© Сайт Маркиной Ирины Ивановны, 2009 |