Тема урока: «Синонимы»

 

Цели:

          1) образовательная – показать и доказать учащимся, что использование  синонимов в собственной речи необходимо для более точного, полного и образного выражения мысли; научить употреблять синонимы для связи предложений в тексте;

2)     развивающая – сформировать у учащихся представление о богатстве синонимов в русском языке, развить стремление овладевать этим богатством;

3)     воспитательная – вызвать интерес к изучаемому предмету, расширить кругозор учащихся.

 

Вид урока – комбинированный с элементами игры

Оборудование урока: компьютер, тетрадь-опорный конспект, «Словарь синонимов», карточки для индивидуальных заданий, игра «Лото».

 

 

Ход урока

 

 

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

    Индивидуальное задание у доски – упр. 233 (з.3)

    Работа по карточкам ( на месте).

 

    Карточка 1.

    Составьте и запишите предложения, в которых бы о морозе, речке говорилось как об одушевленных предметах.

 

    Карточка 2.

    Составьте и запишите предложения, в которых бы о снеге, снежинках, деревьях говорилось как об одушевленных предметах. Подчеркните слова, имеющие переносное значение.

 

Работа класса – словарный диктант «Проверь себя» с лексическим заданием.

 

Русский язык , эпиграф, одиннадцать, алфавит, огромный, фонетика, батарея, орфограмма, громадный, Родина, лексика, парашют, звонишь.

 

Учащиеся записывают слова в рабочих тетрадях, а потом проверяют  ((используется компьютер); одновременно они находят в тексте диктанта слова-синонимы и многозначные слова. Учитель оценивает работу учеников, попутно определяя дополнительное домашнее задание для тех уч-ся, которые допустили в словах ошибки: составить и записать с данными словами словосочетания или предложения.

Затем отвечает уч-ся у доски, остальные – задают дополнительные вопросы по пройденному материалу. Ответы учащихся оцениваются.

 

3. Сообщение темы урока, постановка цели.

4. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Создание проблемной ситуации.

Учитель читает отрывок из сочинения учащегося 5 класса.

 

     Мой родной город – Москва. Москва- очень древний город. У моего родного города героическое прошлое. Москва была основана в 1147 году. В далеком прошлом Москва подвергалась нападению врагов. Но врагам не удалось захватить Москву.

 

Затем беседует с учащимися.

1.     Что вы можете сказать об этом ученике и о его сочинении?

2.     Попробуйте устранить неоправданный повтор слов ( Москва, город, враги).

3.     Что помогает избежать неоправданного повтора слов в тексте?

4.     Зачем в русском языке в разделе «Лексика» изучаются синонимы?

 

5. Изучение нового материала.

5.1. Чтение теоретического материала учебника

      Параграф 32 ( стр. 78)

5.2. Учитель обобщает результаты беседы и теоретического материала, вместе с уч-ся делает выводы, акцентируя внимание на получение новых сведений о синонимах: они служат для более точного, полного и образного выражения мысли, помогают для связи предложений в тексте, обогащают нашу речь, помогают избегать неоправданного повтора слов в речи, тексте и т.д.

5.3. Затем учитель ставит задачу: помочь ученику 5 класса отредактировать сочинение.

      Выборочный диктант.

( учитель читает текст, уч-ся выписывают только слова-синонимы к словам Москва, старый)

 

 

      Москва непрерывно растет и ширится. Невозможно перечислить все новостройки столицы. Но меня больше привлекают в моем родном городе памятники старины. Я люблю неторопливо бродить по улицам старой Москвы, внимательно рассматривать древние церкви, старинные особняки.

 

В тетрадях уч-ся должно быть записано:

Москва – столица, мой родной город, старая Москва.

Старый – древний, старинный.

 

5.4. Дальше учитель формирует у учащихся представление о богатстве синонимов в русском языке.

Демонстрируется «Словарь синонимов русского языка», рассказывается о количестве включенных в него слов, о назначении словаря.

5.5. Работа с понятием «синонимический ряд».

Демонстрируются синонимические ряды к словам ЛОДКА – ладья, челн, челнок; ОБРЫВ – круча, яр; ПОЛОВОДЬЕ – разлив.

Затем выполняется упражнение 243 учебника.

 

5.6. Закрепление материала.

       1. Задание «Найди лишнее слово в синонимическом ряду».

      2. Игра – лото «Синонимы».

Учащимся раздаются основные карточки, на которых записаны два слова. Слова для карточек подбираются разных частей речи. Это еще раз формирует у уч-ся представление о богатстве синонимов в русском языке. Кто быстро и правильно заполнил основную карточку во время того как учитель называл слова, записанные на маленьких карточках, вносит слова –синонимы в рабочую тетрадь. После окончания игры подводится итог, делается вывод.

 

6.. Контроль за темой. Закрепление ЗУН.

 

Фронтальный опрос.

1.     Что такое синонимы?

2.     Что такое синонимический ряд?

3.     Какова роль синонимов в речи?

4.     Какова роль изучения синонимов на уроках русского языка?

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание:   Параграф 32 – учить

                                        Упр. 238 ( з.2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Город Калинов и его обитатели»

( по пьесе А.Островского «Гроза»)

 

Цели:

1)     образовательная – более глубокое знакомство с творчеством А.Н.Островского на примере пьесы «Гроза»; познакомиться с г.Калиновым и его жителями, их нравами, обычаями;

2)     развивающая – совершенствовать умение анализировать прочитанное, выделять главное, учитывая особенности драматического произведения;

3)     воспитательная – заставить учащихся задуматься над жизненными принципами, которые определяют поведение и поступки героев.

 

Вид урока – урок усвоения нового материала

Тип урока – урок – анализ

Оборудование: компьютер, портрет А.Н.Островского, репродукции картин И.Левитана «Вечер. Золотой плес», П.Федотова «Сватовство майора», «Приезд гувернантки в купеческий дом».

 

Ход урока

 

1.     Организационный момент.

2.     Проверка домашнего задания

2.1.          Опрос-беседа по вопросам.

Что вы узнали о жизни Островского из  материала учебника?

Расскажите об Островском как о создателе русского национального театра.

Дайте литературную справку-обзор творчества А.Н.Островского.

  3.  Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

       3.1. Анкетирование по драме «Гроза»

           ( учащиеся отвечают на вопросы анкеты)

       3.2.  Слово учителя.

       С первых страниц пьесы мы обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга, Первое действие происходит летним вечером в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени  дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность ее конфликта. Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать атмосферу жизни калиновцев.

4. Сообщение темы урока, постановка цели.

5. Изучение нового материала.

    5.1. Индивидуальное сообщение учащегося «Картина И.Левитана «Вечер. Золотой плес»          ( компьютер)

    5.2. Слово учителя.

     Оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где происходило действие драмы, мы бы увидели с вами следующую картину: над рекой поднимается туман. Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, золотистые краски воды. Церковь. Тишина и покой… Давайте теперь обратимся к тексту драмы.

   5.3. Чтение и комментирование явления 1 Д.1 «Чудеса! Наглядеться не могу… (Кулигин)

   5.4. Работа с текстом. Контроль за домашним чтением.

          1. Перечислите жителей г.Калинова, их общественное положение.

          2. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» О чем говорит Кулигин?

          3. Что же происходит в г.Калинове? (Пересказ сюжета)

          4. Можно ли трагедию Катерины объяснить социальными причинами?

 5.5. Индивидуальное сообщение учащегося «Мир купечества на полотнах П.А.Федотова».       (компьютер)

  5.6. Слово учителя.

     Продолжаем знакомство с обитателями г.Калинова.( Читается фрагмент явления 1 Д.П – комната в доме Кабановых…)

 5.7. Анализ текста.

        1. Почему критики назвали жизнь в городе «темным царством»?

        2. Каковы нравы «темного царства»?

        3. Какую роль в городе играют представители «темного царства»?

   ( Учащиеся отвечают на вопросы,рассуждают, зачитывают для доказательства своих аргументов отрывки из пьесы: явление 3 Д.Ш, явления 1,2,4 Д 1У).

6. Подведение итогов анализа драмы.

        Вопросы для обобщения, выводов.

        Какую роль для понимания идейного содержания пьесы играют картины русской природы, изображенные в «Грозе»?

        Кто любуется природой в г.Калинове? Случайно ли это?

        Что означают слова А.Островского, которые мы можем взять в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку: «А красота-то куда ведет… в самый омут»?

        А что , по –вашему, происходило в других городах на Волге?

(Формулировка вывода с записью в рабочих тетрадях: «Город Калинов и его обитатели – острая сатира на купечество»).

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание: учебник – стр.

                                      Работа с текстом –«Образ Катерины», используя план-характеристику литературного героя.

                                      Выбрать монолог для заучивания наизусть.

 

            

© Сайт Маркиной Ирины Ивановны, 2009
Все права защищены. При использовании
материалов сайта ссылка на автора обязательн
а
.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz