|
Горячие точки планеты. Афганистан. ( сценарий классного часа, посвященного 20-летию вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана)
Цель: 1. В день 20-летия вывода советских войск из Афганистана рассказать детям об афганской войне. 2. Помочь ребятам понять, почему мы должны помнить трудные времена в жизни нашего народа, наших близких. 3. Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушными к чужому горю, чужой беде. 4. Воспитать чувство уважения к участникам афганских событий.
Оформление: Доска – географическая карта мира; выставка книг об Афганистане, музыкальные диски с записями афганских песен, кассеты. Презентация «Горячие точки планеты» Оборудование: Компьютер, мультимедиапроектор, экран, магнитофон. Музыкальное оформление: А.Розенбаум «Монолог пилота «Черного тюльпана»; А.Сухов и ансамбль «Каскад»- «Мы уходим»; Ансамбль «Голубые береты» - «Разве это было зря»; Ансамбль «Голубые береты» - «Память».
Ход классного часа
Звучит песня «Монолог пилота «Черного тюльпана»
Слово учителя «Черный тюльпан» - воздушный транспорт, предназначенный для «груза 200», т.е. для вывоза из Афганистана погибших воинов-интернационалистов. Цинковые гробы, о которых с 1979 года говорили шепотом, все чаще и чаще появлялись в крупных городах и отдаленных селах нашей страны… Что это за война? Почему мы сегодня говорим об этом? Тема нашего классного часа–«Горячие точки планеты. Афганистан. 1979-1989гг.» (слайд№1) Если мы посмотрим на географическую или политическую карту мира и попытаемся отметить на ней красными точками территории, на которых были и есть войны и военные конфликты, то таких «горячих точек» будет очень много ( показывает на карте): Афганистан, Босния, Косово, Таджикистан, Дагестан, Чечня, Южная Осетия, Абхазия… « Когда горит планета и мир в большом огне» – на защиту мира встают солдаты. Так было и в Афганистане в 1979 году. ( слайд № 2) Что же это за страна – Афганистан? Афганистан – государство в юго-западной части Азии, граничащее с СССР. Столица – Кабул. Площадь – 652,2 тыс.кв.м. Господствующая религия – ислам. Очень много гор. Удивительная природа. «Там реки сказочно голубые, вода может быть такого небесного цвета… Красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков у подножия гор… У афганского народа свои поверья. Чай – непременный атрибут гостеприимства, которое высоко развито. Гость неприкосновенен. Это Восток… ( из книги С.Алексиевич «Цинковые мальчики»). Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС. Ограниченный контингент советских войск (ОКСВ) оказался непосредственно втянут в разгоравшуюся в Афганистане гражданскую войну и стал ее активным участником ( слайд № 3) В конфликте принимали участие силы правительства ДРА с одной стороны и вооруженная оппозиция ( моджахеды, или душманы) – с другой. ( слайд № 4) Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Душманам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран – членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы. 25 декабря 1979 года начался ввод советских войск в ДРА. Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 года до 15 февраля 1989 года, то есть 2238 дней. ( слайд № 5). И если раньше об этих страшных событиях говорили шепотом, то потом появилось много статей, книг об Афгане, в которых раскрывалась страшная правда о войне. ( слайд № 6) Это повесть С.Алексиевич «Цинковые мальчики», очерки А.Олейника «Памятник в Кабуле», книга Д.Ольшанского «Афганский синдром», статьи А.Проханова «Афганцы после Афганистана», книга Б.Громова «Ограниченный контингент»; большое количество афганских песен ( авторы – воины-афганцы: И.Морозов, Ю.Слатов, Д.Полторацкий и др.); а совсем недавно вышел в прокат фильм Ф.Бондарчука « 9 рота» и др. Зачитываются отрывки из повести С.Алексиевич «Цинковые мальчики», М., 1991. ( стр. 44, 87, 38, 47-48). Убито и ранено… Калеки, психически больные… Дети-сироты… Седые матери… Могилы, могилы… Страшная цена мира… Читается стихотворение бобровского воина-афганца С.Боева
Приказ ( Десант) У Бога, видно, выходной, И дьявол судьбами играет. В эфире слабый позывной, Десанта рота погибает. Молчат сурово небеса, Надежды нет, подмоги- тоже, Лишь смерти шелестит коса, И ротный стонет: «Боже, Боже!» А враг сжимает круг огня, Младые души отнимает, Молитва Богу – вся броня, И ротный с каждым умирает. Все тише шепчет: «Боже мой, Приказ, приказ! Страна за нами!...» И смотрит в небо над собой Навек застывшими глазами.
Так продолжалось 10 лет, 2238 дней. ( слайд № 7) 14 апреля 1988 года в Швейцарии министры иностранных дел Афганистана и Пакистана подписали Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Советский Союз с 15 мая 1988 года начал вывод своих войск с территории Афганистана. ( слайд № 8) Операцией руководил командующий ОКСВ генерал-лейтенант Борис Громов. Последние войска выходили 15 февраля 1989 года через мост «Дружба» в г.Термез. ( слайд № 9) Зачитываются строки из репортажа А.Житнухина, корреспондента газеты «Комсомольская правда» - «Последняя колонна».
Звучит песня «Мы уходим» в исполнении ансамбля «Каскад», слова И. Морозова, музыка А.Халилова.
Ну, вот и кончилась война, Которая была не наша… С момента этого события прошло 20 лет. ( слайд № 10 ) Вот почему мы сегодня говорим об этом. Афганистан не должен уходить из памяти. Более 15 тысяч погибших, пленных и пропавших без вести – 333. А те, кто остался жив, не очень охотно вспоминают страшные дни, не любят говорить об этом. Такие воины-афганцы есть и в нашем селе Хреновое, а у двух наших одноклассников папы- участники афганских событий: Кекшин Сергей Михайлович, Бондарев Николай Леонидович. ( слайд № 11 ) Афганистан – это боль, скорбь, Память; это война, в которой наши ребята были просто солдатами… ( слайд № 12 )
Её в учебник строчкой впишут, И наши дети иногда Рассказы пап своих услышат. А кто-то ведь и не знал, А кто-то ведь все проспал. А кто-то и не узнает, Что где-то ведь шли бои, Что плачут и пацаны… Звучит песня «Разве это было зря» в исполнении ансамбля «Голубые береты». Размышляя сегодня о войне в Афганистане, мы воссоздаем картины прошлого в своем сознании и сердце и тем самым проявляем уважение к памяти тех, кто воевал в той войне, исполняя свой солдатский долг, о тех, кто погиб, кто пропал без вести. Какие же выводы мы сделаем из сегодняшнего нашего классного часа? Ответы учащихся 1. Прошлая жизнь людей нашей Родины – это наша история, и мы должны ее знать. 2. Мы должны знать не только победные , но и горькие, страшные страницы истории. 3. Наши сегодняшние знания о войне в Афганистане формируют наше отношение к старшему поколению. 4. Сегодняшний разговор воспитывает чувство уважения к участникам афганских событий. 5. Мы должны помнить об этом, чтобы не оборвалась ниточка связи между прошлым, настоящим и будущим. 6. Планете нужен мир. Скажем войнам «Нет!».
Слово учителя.
За то, чтоб кто-то нес в руках цветы, В своих руках они держали автоматы. Не для войны рождаются солдаты, А для того, чтоб не было войны.
Я хочу, чтобы после сегодняшнего разговора мы с вами учились дальше понимать многие самые главные мысли о жизни: нужно быть и оставаться людьми, способными заглянуть в события 30-летней давности неравнодушными глазами, увидеть и почувствовать сердцем боль, скорбь, радость наших предков, сделать сердце «зорким». Так и происходит ваше взросление, дети… ( Объявляется Минута молчания) Звучит песня «Память» в исполнении ансамбля «Голубые береты». На экране – фамилии погибших воинов-афганцев. ( слайды №№ 13, 14, 15, 16) |
© Сайт Маркиной Ирины Ивановны, 2009 |