Пути и средства нравственного воспитания

 

Маркина И.И., МОУ Хреновская СШ № 1, Бобровский район

 

Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу». Так формируется жизненная линия человека. Жизнь ребенка – это неуклонный процесс  взросления и формирования. И на первом этапе жизни реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа. Школьники видят мир не столько таким, каким он является, сколько таким, каким они хотели бы его видеть. Нарастает нравственный максимализм, появляется инфантилизм, скептицизм, нежелание активно участвовать в общественных делах, эгоизм, нравственное лицемерие, кризис во взаимоотношениях поколений, неверие и недоверие взрослым, погружение в суррогат культуры; рождаются муки несоответствия представлений  и реальности – отсюда алкоголизм и наркотики, детская преступность, бездуховность… А современный мир требует самоотдачи, самореализации, самостоятельности. У ребят появляется боязнь ответственности, страх оказаться в центре внимания, замкнутость. Поэтому в такой ситуации много зависит от школы в целом и классного руководителя в частности.

Три главные заботы берет на себя классный руководитель. Первая забота – здоровье воспитанника. Вторая – воспитание его чувств. Третья – развитие его ума.

Более подробно  хотелось бы остановиться на воспитании чувств, т.е. формировании нравственности у школьников. Именно школа, решая задачи воспитания, должна помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.  Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее  его неотъемлемую часть.

Разрешение противоречий нравственного воспитания требует критической оценки сложившихся подходов к организации и механизмам осуществления воспитательной работы, поиска путей и средств нравственного воспитания на современном этапе.

Один из путей – просветительский, когда через ряд мероприятий, бесед, лекций раскрывается содержание моральных правил на положительных примерах. За последние три года мною были организованы и проведены в классе, где я являюсь классным руководителем, следующие мероприятия:

1. «Искренность, честность, правда, ложь» (классный час с элементами диспута.

Цель: расширить знания учащихся о данных понятиях; совершенствовать умение отличать честность от правды, правду от лжи.

2. «Доброта и вежливость в нашей жизни»

Цель: познакомить с правилами вежливости, привить навыки доброго и вежливого отношения к людям.

3. «Терпение и труд все перетрут»

Цель: объяснить, какое значение имеют слова «прилежание», «старательный» применительно к ученику; объяснить, почему мы даем положительную оценку этим качествам человека; объяснить, что нужно для того, чтобы стать прилежным, трудолюбивым, старательным.

4 «Что такое счастье?»

Цель: познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить, что счастье связано с такими понятиями, как доброта, честность, порядочность.

Нравственное формирование человека начинается с рождения. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьников. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей на родительских лекториях, привлекать их к участию в общешкольных делах.

Ряд мероприятий были проведены в классе в рамках региональной концепции (направление «Семья»). В 2009 году ребята работали над проектом «Веков связующая нить», где собирали сведения о своих корнях, составляли генеалогическое дерево, расспрашивали родителей о своих бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках, очень много интересного рассказали о семейных реликвиях и т.д. Считаю, что такая работа формирует уважительное отношение детей к своим родителям и предкам, способствует укреплению дружеских и теплых семейных отношений, формирует нравственные ценности: чуткость, внимание, доброту.

Другой путь – деятельностный.  Он заключается в вовлечении детей в специально разработанную систему деятельности и отработке поведенческих умений и навыков.

Школа учит любить и уважать человека, учит жить среди людей и для людей. Через добрые дела (участие в акциях «Милосердие», «Протяни руку помощи», «Оглянись вокруг», шефская помощь старикам и ветеранам ВОВ), через приобщение к искусству и культуре ( экскурсии в музеи с. Слобода, просмотр кинофильмов по произведениям русской классики), через уроки этики ( цикл бесед «Этическая грамматика» - «Добру откроется сердце», «Основы порядочности», «Загадки моего Я», «Чувство причастности», «Если слышать голос совести» и др.), уроки вежливых наук («Сегодня – пожалуйста!», «Сегодня – здравствуйте!» и др.), через День добрых сюрпризов, различные тренинги в классе утверждается обстановка доверия, уважения человеческого достоинства, создается духовно-нравственная, психологически комфортная атмосфера, которая затем переносится в школу и за ее стены. Так понятие «нравственность» становится востребованным в подростковой среде.

      Сегодня одна из самых болезненных, травмирующих тем для родителей и общества в целом – дети и алкоголь, подросток и наркотики, курение. Какая буря эмоций захватывает взрослого при виде веселящихся подростков, распивающих вино и пиво на улицах, в скверах…

      Что же делать? Запрещать?

      В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. От того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его дальнейшая жизнь. Именно в этот период подростки подвержены влиянию сверстников особенно сильно. Большую озабоченность вызывает тот факт, что в молодежной субкультуре формируется некая норма в отношении к наркотикам, алкоголю – «это нужно пройти», «нельзя оказаться незрелым в этих вопросах» и т.п. Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда среди подростков обладает своей спецификой. Набившие оскомину тезисы типа «Пить (курить) – здоровью вредить», «Алкоголь (наркотики) – это яд!» уже не затрагивают глубоко мотивы поведения подростков.

      Необходимо развивать положительную самооценку у подростка, терпимость к разнообразию людей и их жизненных позиций, тренировать способность подростка сопротивляться давлению и насилию, умение попросить помощи. Иными словами, укрепление вместо устрашения, обучение вместо запретов, диалог вместо монолога, анализ конфликтов вместо их замалчивания. Ставка делается на коллективную активность детей и взрослых.

      Поэтому вместе с родителями мы в школе смотрели и обсуждали фильмы «Давай выпьем», «Чижик-пыжик…» (проект «Наше общее дело»); совместно с психологом мы провели информационный классный час «Все о табаке»; вместе с детьми мы создали альбом «Мы выбираем здоровье!» и др.

      Другой путь – это формирование гражданственности, патриотизма, которые являются основой нравственного воспитания. Понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи.

      Тема  малой  родины очень продуктивна для патриотического воспитания. И начинать надо  с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает . Вот почему мы изучаем историю родного края ( в рамках проекта «История живет в музеях»), совершаем экскурсии по достопримечательным местам с.Хреновое и с.Слобода, возлагаем цветы к памятникам и обелискам, убираем территорию от мусора ( трудовые десанты)…

      А главное, всем нам ближе и понятнее стали слова А.С.Пушкина: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

      Я учитель литературы. Мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость. На своих уроках я, прежде всего, стараюсь решать проблемы нравственного воспитания подростков. В этом мне помогают А.П.Чехов, А.С.Пушкин,   Л.Н.Толстой,  Д.С.Лихачев с его «Письмами о добром и прекрасном»,  И.А.Бунин и многие другие писатели. Доброта,  милосердие, честность, порядочность, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к Родине, любовь к родной природе – вот те качества, которые я стараюсь воспитывать у своих детей. Эти качества во все века составляли непреходящую ценность человеческой культуры.

      Под влиянием литературы формируется активная жизненная позиция учеников, так закаляются они нравственно, так входит в их жизнь нравственность, остаются в сердцах уроки гуманизма, патриотизма, уроки самой жизни…

      Сегодня не совсем ясны идеалы, без которых воспитание как целенаправленный процесс существовать не может. В этих условиях опыт  отечественной педагогики подсказывает единственный выход – обратиться к   «разумному,  доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей  истории человеческих цивилизаций. В их основе – «золотое правило нравственности»: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

      ХХ1 век…Несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит человек. Все в дальнейшем будет зависеть от него, сейчас еще ребенка, но уже человека нового века. А вследствие этого во многом от работы учителя, воспитателя, классного руководителя, школы, общества в целом зависит, кто завтра возглавит государство, будет стоять у истоков науки, выведет культуру на ее истинное место в обществе. Поэтому школа была, есть и должна оставаться для подростков  островком нравственности, доброты, любви, порядочности, толерантности.

   Ведь именно школа – это то место, где подросток живет настоящим, помнит о прошлом и думает о будущем.

 

 

 

© Сайт Маркиной Ирины Ивановны, 2009
Все права защищены. При использовании
материалов сайта ссылка на автора обязательн
а
.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz