Личностное самосовершенствование как одна из ключевых компетенций учащихся

 

   Маркина И.И. , МОУ Хреновская СШ № 1, Бобровский район

 

Развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют от нас, педагогов, нового подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся.

В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»  впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система знаний, умений, навыков в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан к современным  условия жизни. А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Мне хотелось более подробно остановиться на компетенции личностного самосовершенствования.

Среди характеристик личности ХХ1 века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.

В понятие «компетентность» сегодня включается открытость новому, способность самостоятельно принимать решения и находить ответы на многие вопросы, потребность и способность к личностному саморазвитию, совершенствованию и профессиональному росту в течение всей жизни.

Совершенствоваться – это значит становиться лучше, современнее. Поэтому совершенствование – цель жизнедеятельности человека. Все это я и пытаюсь донести до своих учащихся.

В любой деятельности можно выделить две стороны – адаптивную ( уметь приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям) и творческую ((созидающую).  Творческая  является определяющей в процессе самосовершенствования.

Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала больше зависит от особенности воспитания и обучения, чем от возраста. По данным экспертов, в 5-летнем возрасте 98% всех детей обладают яркими и сильными творческими способностями; в возрасте 10 лет таких детей уже 30%; в 15 лет – 12 %; среди взрослых только 2%. Поэтому условия развития творческих возможностей ребенка  чрезвычайно важны; они ( условия) должны быть яркими и эмоционально насыщены.

Творческие способности обучающихся предполагают полное раскрытие их индивидуальности через черты, одни из которых надо учитывать, другие воспитывать, а третьи – развивать.

Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться  и в результате этого двигаться дальше, т.е самосовершенствоваться. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества.

Чтобы побудить школьников к самосовершенствованию, а далее развить осознанную потребность в самосовершенствовании, использую различные формы классной ( урочной) и внеклассной деятельности.

Я учитель литературы. Литературе как искусству слова принадлежит исключительная роль. Основой предмета является классическая литература с ее высокой духовностью, гражданственностью, гуманизмом. Поэтому на своих уроках я стараюсь, чтобы дети прочувствовали это.

В школе обучение литературы начинается с изучения фольклора. И это не случайно. Окунувшись в мир устного народного творчества через пословицы, поговорки, сказки, песни, дети начинают постигать мир. Былины и сказания повествуют о героических подвигах народа, о его физической и духовной силе, служат эталоном поведения, образа жизни, отражают отношение предков к своей истории. Народное творчество благодатно воздействует на духовный мир ребенка, его психику и сознание. Благодаря ему ребенок расширяет свою модель мира и совершенствует взаимодействие с социумом.

Учитывая все это, я стараюсь поддерживать стремление детей выразить в художественной форме свои мысли, чувства и впечатления. Способ выражения зависит от учителя, задача которого – подтолкнуть и направить эмоциональный порыв ребенка. Так на наших уроках звучат былины, написанные учащимися, например: Дети иллюстрируют любимые сказки.

 В своей работе я  использую как новые технологии, так и традиционные формы обучения и воспитания. Наиболее удачными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками, интегрированными уроками ( урок истории и литературы «Город. Государь.  Гений.»,  урок литературы и английского языка «Творчество И.С.Тургенева», урок литературы и права «Закон протянутой руки, души распахнутой» и др.).

Как сохранить интерес к урокам литературы, сделать чтение потребностью, радостью и необходимостью для учащихся? Как  построить урок, чтобы он был глубоким и информативным, эмоционально  ярким, воспитывающим и методически грамотным, чтобы он способствовал формированию ключевых компетенций ученика? На эти вопросы я пытаюсь ответить, работая с 2004 года над темой самообразования – «Активные формы работы учащихся на уроках литературы».

Активность занятий по литературе определяется способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Наиболее эффективными с точки зрения активности в обучении признаются многие методы и приемы, которые я и использовала  и использую в своей работе: урок-митинг «Мое отношение к Маяковскому», круглый стол «Закон протянутой руки, души распахнутой» и др.

 Я  и теперь  предпочтение отдаю активным формам работы, и в первую очередь – творческой деятельности учащихся. Одним из видов творческих работ являются литературно-творческие письменные работы. Ребята пишут эссе, сочинения на свободную тему, литературные этюды, письма к героям и писателям (например, работа эпистолярного жанра «Письмо к  Некрасову») и даже сочинение в стихах (например, работа Дегтеревой К. «Мой Пушкин»). Такие работы учат ребят размышлять, логично и последовательно излагать свои мысли, использовать средства выразительности, доносить основную мысль своей творческой работы. 

 К числу творческих работ относится  иллюстрирование художественного произведения. Такая деятельность  развивает  воображение, мечтательность, внимательность,  дает возможность ученику еще и еще раз обратиться к тексту произведения, позволяет выразить свое отношение к прочитанному, проявить свои творческие способности.

Также учащиеся выполняют и другие виды работ: составляют кроссворды, литературные викторины, продумывают  задания к тестам. Часто на уроках дети демонстрируют свои способности в рисовании, приглашая всех на выставку «Наш вернисаж».

Конечно же, активно применяю в своей работе ПИТ ( проектно-исследовательские технологии). Исследовательские работы «Формула любви по Бунину» (уч-ся 11 класса социально-гуманитарного профиля), «Родная природа в произведениях поэтов и писателей ХХ века» ( 5прогимназический класс), «Писатели родного края» ( 6прогимназический класс), «Мифы древних славян», «Березкина мозаика»  и многие другие – это еще одна прекрасная возможность для ребят проявить свои знания, способности, воображение, неординарность мышления, совершенствовать их.

Основной задачей творческого процесса является создание художественного образа, преломленного через личность автора: учащиеся пытаются пройти путь Мастера, понять суть его творческого процесса. Поэтому ряд уроков мы проводим с детьми, посетив творческую мастерскую поэта или писателя. Постановка перед учащимися творческих задач, требующих самостоятельных, нестандартных решений при заданных условиях, создание ситуации творческого поиска – все это дает свои результаты. Так у ребят появились следующие работы: «Поэтический герб А.А.Ахматовой» ( 11 класс химико-биологический профиль), «Поэтическое сердце поэтов серебряного века», «Поэтический герб А.В.Кольцова» ( 7 прогимназический класс) и другие. Рождение идеи, замысла, выбор объекта для проявления творческих задатков, реализация их, а в результате – влияние на умы и души детей.

Несколько лет назад в школе работал драматический кружок «Лицедеи», созданный мною, где свои таланты демонстрировали учащиеся 5-9 классов.

Драмкружок возник в противовес беспредельному увлечению школьников видеофильмами и компьютером, которые вытеснили из жизни ребенка общение с книгой, искусством, словом, которые освободили развивающую психику юного человека от усилий воображения, мышления и памяти. А ведь в школе много способных, талантливых детей.

 Нами был поставлен школьный спектакль «Во все столетья учились дети», на котором присутствовали многие родители. Кружок «Лицедеи» приобщил ребят к литературе, декламации, музыке, танцу, создал для каждого юного актера возможность проявить себя.

Свои творческие способности продемонстрировали дети, работая над проектами «Новогодняя сказка», «Долгие версты войны».

В целях создания необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика мною были организованы и проведены следующие школьные внеклассные мероприятия: литературный вечер для учащихся 7-8 классов «У каждого возраста свой Пушкин», поэтический вечер для старшеклассников «Все начинается с любви», устный журнал для учащихся 5-6 классов «Подвиг поэзии» и др.

Все эти мероприятия раскрыли творческие способности детей, их индивидуальность, фантазию и изобретательность. Дети проявили себя в театральном искусстве, выделилась группа учащихся, умеющих рисовать, выразительно читать поэтические тексты.

Сегодня у современных школьников есть большие возможности для проявления своих литературных способностей: участие в школьных, региональных и других творческих конкурсах.

У многих моих учеников  креативное  мышление. Стараюсь развивать их творческие способности, привлекая к участию в конкурсах школьного, районного и областного уровней. Так, в 2008 году ученица 10 класса Летуновская Марина со своим путевым очерком «Фронтовой Воронеж» заняла первое место в районном конкурсе сочинений, посвященных 65-летию освобождения Воронежа; в 2009 году ученицы 6»А» класса Лукашова Д. и Луцык А. участвовали в открытой заочной олимпиаде по циклу гуманитарных наук;  Фисунова О. приняла участие в У международном литературно-художественном конкурсе для детей и юношества «Гренадеры, вперед!»; Калинин Н. и Кобяков Н. создали поэтический герб А.В.Кольцова и т.д.

Продемонстрировали активность, творчество, эрудицию мои ученики и в работе школьного НОУ «Эврика» ( например, районный конкурс сочинений «Моя семья в будущем»).

Безусловно, высшей формой творчества учащихся являются их первые литературные попытки – стихи, проза, дневники, выпускаемые газеты. Считаю, что именно в этом виде работ отражается личность школьника, его чувства, взгляды, его жизненная позиция. Здесь хотелось бы напомнить слова В.А.Сухомлинского, который, призывая приучать учеников к стихотворчеству. ПИСАЛ: «Убогость слова – это убогость мысли, а убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической толстокожести. Радость  словотворчества – это самая доступная для детей интеллектуальная одухотворенность».

 В нашей школе усилиями библиотекарей создается альманах, в котором печатаются творческие работы учащихся. Это стало уже хорошей традицией. В октябре текущего года выпущен уже 5-й выпуск такого альманаха. На его страницах можно найти  стихотворения, эссе, поэтические этюды и моих учеников.

Эти литературные работы раскрывают внутренний мир авторов, их жизненную позицию, понимание окружающего мира. Они показывают, что в каком бы веке мы не жили, а история родного края и Отечества, родная природа, идеи добра и зла, любви, дружбы остаются для наших детей (современных) по-прежнему важными этическими понятиями.

Таким образом, творческое развитие ребенка – целостный  многосторонний процесс, в котором воспитателем является и творческая среда, и специфика деятельности, и личная компетентность учителя, и возможность ученика реализовывать свои потенциальные возможности во многих видах активной деятельности. Подчеркиваю – активной, т.к. необходимое условие творчества – это активность личности.

Для творчества нет стандартов, поскольку оно индивидуально и может быть развито только самим человеком – через самосовершенствование.

Я учитель русского языка и литературы. Мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на личностное самосовершенствование учащихся,  формировать эту компетенцию, развивать ее.

Глубина, ясность, нестандартность образного мышления, свобода речевого самовыражения, богатство творческого воображения, прочность и оперативность всех видов памяти, любознательность, стремление постоянно оперировать знаниями из разных областей, способность к удивлению, восхищению, мечтательность, интеллектуальная  раскрепощенность,  наконец, одаренность – все эти качества я пытаюсь пробудить, реализовать, совершенствовать у ученика.

Все это способствует проявлению творчества, помогает детям уверенно выражать свои мысли, эмоции, чувствовать себя комфортно, стремиться к самосовершенствованию.

В век космических ракет, компьютеров, Интернета, мобильных телефонов нашим детям по-прежнему нужны алые паруса, Синяя птица, чудо, радость ожидания, вера в доброе и вечное, поэтому их творчество – это фантазия и созидание, открытие мира и способ общения с ним, это духовное самопознание и самосовершенствование детей. Здесь уместно напомнить слова президента Д.А.Медведева: « Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире». А это в свою очередь развивает  необходимые современному человеку различные  личностные  качества  и компетенции, среди которых и ключевая компетенция личностного самосовершенствования.  

 

 

 

 

 

 

      

 

 

Пути и средства нравственного воспитания

 

Маркина И.И., МОУ Хреновская СШ № 1, Бобровский район

 

Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу». Так формируется жизненная линия человека. Жизнь ребенка – это неуклонный процесс  взросления и формирования. И на первом этапе жизни реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа. Школьники видят мир не столько таким, каким он является, сколько таким, каким они хотели бы его видеть. Нарастает нравственный максимализм, появляется инфантилизм, скептицизм, нежелание активно участвовать в общественных делах, эгоизм, нравственное лицемерие, кризис во взаимоотношениях поколений, неверие и недоверие взрослым, погружение в суррогат культуры; рождаются муки несоответствия представлений  и реальности – отсюда алкоголизм и наркотики, детская преступность, бездуховность… А современный мир требует самоотдачи, самореализации, самостоятельности. У ребят появляется боязнь ответственности, страх оказаться в центре внимания, замкнутость. Поэтому в такой ситуации много зависит от школы в целом и классного руководителя в частности.

Три главные заботы берет на себя классный руководитель. Первая забота – здоровье воспитанника. Вторая – воспитание его чувств. Третья – развитие его ума.

Более подробно  хотелось бы остановиться на воспитании чувств, т.е. формировании нравственности у школьников. Именно школа, решая задачи воспитания, должна помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.  Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее  его неотъемлемую часть.

Разрешение противоречий нравственного воспитания требует критической оценки сложившихся подходов к организации и механизмам осуществления воспитательной работы, поиска путей и средств нравственного воспитания на современном этапе.

Один из путей – просветительский, когда через ряд мероприятий, бесед, лекций раскрывается содержание моральных правил на положительных примерах. За последние три года мною были организованы и проведены в классе, где я являюсь классным руководителем, следующие мероприятия:

1. «Искренность, честность, правда, ложь» ( классный час с элементами диспута»

Цель: расширить знания учащихся о данных понятиях; совершенствовать умение отличать честность от правды, правду от лжи.

2. «Доброта и вежливость в нашей жизни»

Цель: познакомить с правилами вежливости, привить навыки доброго и вежливого отношения к людям.

3. «Терпение и труд все перетрут»

Цель: объяснить, какое значение имеют слова «прилежание», «старательный» применительно к ученику; объяснить, почему мы даем положительную оценку этим качествам человека; объяснить, что нужно для того, чтобы стать прилежным, трудолюбивым, старательным.

4 «Что такое счастье?»

Цель: познакомит учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить, что счастье связано с такими понятиями, как доброта, честность, порядочность.

Нравственное формирование человека начинается с рождения. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьников. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей на родительских лекториях, привлекать их к участию в общешкольных делах.

Ряд мероприятий были проведены в классе в рамках региональной концепции ( направление «Семья»). В 2009 году ребята работали над проектом «Веков связующая нить», где собирали сведения о своих корнях, составляли генеалогическое дерево, расспрашивали родителей о своих бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках, очень много интересного рассказали о семейных реликвиях и т.д. Считаю, что такая работа формирует уважительное отношение детей к своим родителям и предкам, способствует укреплению дружеских и теплых семейных отношений, формирует нравственные ценности: чуткость, внимание, доброту.

Другой путь – деятельностный.  Он заключается в вовлечении детей в специально разработанную систему деятельности и отработке поведенческих умений и навыков.

Школа учит любить и уважать человека, учит жить среди людей и для людей. Через добрые дела ( участие в акциях «Милосердие», «Протяни руку помощи», «Оглянись вокруг», шефская помощь старикам и ветеранам ВОВ), через приобщение к искусству и культуре ( экскурсии в музеи с. Слобода, просмотр кинофильмов по произведениям русской классики), через уроки этики ( цикл бесед «Этическая грамматика» - «Добру откроется сердце», «Основы порядочности», «Загадки моего Я», «Чувство причастности», «Если слышать голос совести» и др.), уроки вежливых наук ( «Сегодня – пожалуйста!», «Сегодня – здравствуйте!» и др.), через День добрых сюрпризов, различные тренинги в классе утверждается обстановка доверия, уважения человеческого достоинства, создается духовно-нравственная, психологически комфортная атмосфера, которая затем переносится в школу и за ее стены. Так понятие «нравственность» становится востребованным в подростковой среде.

      Сегодня одна из самых болезненных, травмирующих тем для родителей и общества в целом – дети и алкоголь, подросток и наркотики, курение. Какая буря эмоций захватывает взрослого при виде веселящихся подростков, распивающих вино и пиво на улицах, в скверах…

      Что же делать? Запрещать?

      В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. От того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его дальнейшая жизнь. Именно в этот период подростки подвержены влиянию сверстников особенно сильно. Большую озабоченность вызывает тот факт, что в молодежной субкультуре формируется некая норма в отношении к наркотикам, алкоголю – «это нужно пройти», «нельзя оказаться незрелым в этих вопросах» и т.п. Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда среди подростков обладает своей спецификой. Набившие оскомину тезисы типа «Пить ( курить) – здоровью вредить», «Алкоголь ( наркотики) – это яд!» уже не затрагивают глубоко мотивы поведения подростков.

      Необходимо развивать положительную самооценку у подростка, терпимость к разнообразию людей и их жизненных позиций, тренировать способность подростка сопротивляться давлению и насилию, умение попросить помощи. Иными словами, укрепление вместо устрашения, обучение вместо запретов, диалог вместо монолога, анализ конфликтов вместо их замалчивания. Ставка делается на коллективную активность детей и взрослых.

      Поэтому вместе с родителями мы в школе смотрели и обсуждали фильмы «Давай выпьем», «Чижик-пыжик…» ( проект «Наше общее дело»); совместно с психологом мы провели информационный классный час «Все о табаке»; вместе с детьми мы создали альбом «Мы выбираем здоровье!» и др.

      Другой путь – это формирование гражданственности, патриотизма, которые являются основой нравственного воспитания. Понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи.

      Тема  малой  родины очень продуктивна для патриотического воспитания. И начинать надо  с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает . Вот почему мы изучаем историю родного края ( в рамках проекта «История живет в музеях»), совершаем экскурсии по достопримечательным местам с.Хреновое и с.Слобода, возлагаем цветы к памятникам и обелискам, убираем территорию от мусора ( трудовые десанты)…

      А главное, всем нам ближе и понятнее стали слова А.С.Пушкина: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую истории., кроме истории наших предков».

      Я учитель литературы. Мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость. На своих уроках я, прежде всего, стараюсь решать проблемы нравственного воспитания подростков. В этом мне помогают А.П.Чехов, А.С.Пушкин,   Л.Н.Толстой,  Д.С.Лихачев с его «Письмами о добром и прекрасном»,  И.А.Бунин и многие другие писатели. Доброта,  милосердие, честность, порядочность, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к Родине, любовь к родной природе – вот те качества, которые я стараюсь воспитывать у своих детей. Эти качества во все века составляли непреходящую ценность человеческой культуры.

      Под влиянием литературы формируется активная жизненная позиция учеников, так закаляются они нравственно, так входит в их жизнь нравственность, остаются в сердцах уроки гуманизма, патриотизма, уроки самой жизни…

      Сегодня не совсем ясны идеалы, без которых воспитание как целенаправленный процесс существовать не может. В этих условиях опыт  отечественной педагогики подсказывает единственный выход – обратиться к   «разумному,  доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей  истории человеческих цивилизаций. В их основе – «золотое правило нравственности»: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

      ХХ1 век…Несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит человек. Все в дальнейшем будет зависеть от него, сейчас еще ребенка, но уже человека нового века. А вследствие этого во многом от работы учителя, воспитателя, классного руководителя, школы, общества в целом зависит, кто завтра возглавит государство, будет стоять у истоков науки, выведет культуру на ее истинное место в обществе. Поэтому школа была, есть и должна оставаться для подростков  островком нравственности, доброты, любви, порядочности, толерантности.

   Ведь именно школа – это то место, где подросток живет настоящим, помнит о прошлом и думает о будущем.

 

 

© Сайт Маркиной Ирины Ивановны, 2009
Все права защищены. При использовании
материалов сайта ссылка на автора обязательн
а
.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz