МОУ Хреновская СШ № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа элективного курса

«Текст как речевое произведение»

11 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала учитель русского языка и литературы

Маркина И.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слобода       2008        

Пояснительная записка

       Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 11 класса, изучающих русский язык по индивидуальному учебному плану.

       Элективный курс посвящен тексту как речевому произведению и ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции старшеклассников в области речеведения. Выбор тематики курса определяется значительными сложностями изучения соответствующего раздела школьной программы и необходимостью подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.

       Основными  задачами элективного курса «Текст как речевое произведение» являются:

- обобщение, расширение и углубление знаний учащихся о тексте и его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи ( стилях); о выразительных возможностях ( средствах выразительности) русского языка и его стилистических ресурсах;

- закрепление и активизация умений и навыков, связанных с содержательным, типологическим, функционально-стилистическим и собственно языковым  анализом текстов различной стилистической и жанровой отнесенности;

- закрепление и совершенствование навыков информационной переработки текстов и создание собственных речевых произведений различных типов и жанров;

- совершенствование навыков работы со справочной литературой;

- обогащение лексического запаса учащихся, закрепление и расширение навыков речевого самоконтроля школьников ( в том числе в области использования выразительных средств русского языка);

- развитие творческих способностей учащихся;

- подготовка старшеклассников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, поступлению в вузы.

       Содержание элективного курса соответствует основным направлениям современной концепции образования в области родного языка и требованиям государственного стандарта для профильной школы.

В программе обращается внимание на воспитание культуры чтения и восприятия художественного текста. Курс направлен как на интеллектуальное, так и на духовно-нравственное развитие учащихся. Комплексная работа с текстом способствует осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы. Функциональный подход к рассмотрению языковых явлений предполагает проведение наблюдения над тем, как употребляются лексические, грамматические средства языка в текстах разных стилей, в том числе в произведениях художественной литературы.

       Работа по элективному курсу предусматривает обязательное применение активных методов обучения ( уроков-семинаров, уроков – практикумов, уроков- исследований и т.д.) и использование проектно-исследовательских технологий, предполагающих организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников с помощью приемов, направленных на развитие и совершенствование творческих способностей старшеклассников ( творческие лаборатории, подготовка к защите проектов и др.)

       Элективный курс «Текст как речевое произведение»  ориентирован на творческое изучение материала и формирование исследовательской позиции учащихся, а также на подготовку к ЕГЭ, особенно в самой его трудной части – части С.  Программа курса рассчитана на 34 часа.

Содержание программы

 

Тема 1. Текст как речевое произведение. Его основные признаки: тематическая и композиционная цельность, структурная упорядоченность и членимость, смысловая и грамматическая связность частей, стилистическое единство.

Тема 2. Способы и средства связи предложений в тексте ( лексические, морфологические и синтаксические).

Практическое занятие.

Тема 3. Функционально-смысловые типы речи ( повествование, описание, рассуждение) и функционально-стилистические разновидности речи ( стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный). Основные особенности каждого из стилей, их назначение, сфера использования.

Старт проекта «Все о типах и стилях речи».

Тема 4. Понимание текста – процесс творческий. Диалог с текстом. Ключевые слова в тексте.

Комплексный анализ текста.

Тема 5. Выразительность речи. Средства выразительности в тексте на уровне фонетики, лексики и фразеологии, морфологии, словообразования, синтаксиса.

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства  языка – тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, ирония.

Практические занятия.

Тема 6. Специальные синтаксические изобразительно-выразительные средства языка – фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, эллипсис, инверсия, парцелляция, градация, антитеза, оксюморон.

Практические занятия.

Тема 7. Особенности использования средств языковой выразительности в текстах разных стилей и жанров. Роль средств  языковой выразительности в тексте.

Практические занятия.

Тема 8.

От анализа текста – к изложению. Сочинение – это тоже текст. Формулировка темы сочинения, идеи, проблемы. Цитирование как часть текста. Эта непростая  часть С ЕГЭ.

Подготовка к сочинению. Редактирование черновиков.

Тема 9. Содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров.

Тема 10. Зачетная контрольная работа. Подведение итогов.

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план курса

№№

п!п

Тема занятия

Кол-во

часов

теория

Кол-во

часов

практика

1

Текст и его основные признаки

1

1

2

Структура текста. Абзац.

 

1

3

Тема, идея, ключевые слова текста. Микротемы.

 

1

4

Способы связи предложений в тексте

1

1

5

Средства связи предложений в тексте

 

1

6

Зачетная работа по теме «Текст и его основные признаки»

 

1

7

Диалог с текстом. Творческая лаборатория «Я – автор»

 

1

8

Функционально-смысловые типы речи

1

 

9

Функционально-стилистические разновидности речи  (стили речи). Старт проекта «Все о типах и стилях речи».

1

 

10

Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики

 

1

11

Выразительные средства лексики и фразеологии

 

1

12

Тропы

1

1

13

Роль выразительных средств фонетики и лексики в тексте

 

1

14

Проверь себя! ( контроль за ЗУН по теме)

 

1

15

«Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка

1

 

16

Зачетная работа за 1 полугодие – защита проекта «Все о типах и стилях речи»

 

1

17

Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления

1

 

18

Продолжение »

© Сайт Маркиной Ирины Ивановны, 2009
Все права защищены. При использовании
материалов сайта ссылка на автора обязательн
а
.