|
МОУ Хреновская СШ № 1
Программа элективного курса «Текст как речевое произведение» 11 класс
Разработала учитель русского языка и литературы Маркина И.И.
Слобода 2008 Пояснительная записка Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 11 класса, изучающих русский язык по индивидуальному учебному плану. Элективный курс посвящен тексту как речевому произведению и ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции старшеклассников в области речеведения. Выбор тематики курса определяется значительными сложностями изучения соответствующего раздела школьной программы и необходимостью подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. Основными задачами элективного курса «Текст как речевое произведение» являются: - обобщение, расширение и углубление знаний учащихся о тексте и его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи ( стилях); о выразительных возможностях ( средствах выразительности) русского языка и его стилистических ресурсах; - закрепление и активизация умений и навыков, связанных с содержательным, типологическим, функционально-стилистическим и собственно языковым анализом текстов различной стилистической и жанровой отнесенности; - закрепление и совершенствование навыков информационной переработки текстов и создание собственных речевых произведений различных типов и жанров; - совершенствование навыков работы со справочной литературой; - обогащение лексического запаса учащихся, закрепление и расширение навыков речевого самоконтроля школьников ( в том числе в области использования выразительных средств русского языка); - развитие творческих способностей учащихся; - подготовка старшеклассников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, поступлению в вузы. Содержание элективного курса соответствует основным направлениям современной концепции образования в области родного языка и требованиям государственного стандарта для профильной школы. В программе обращается внимание на воспитание культуры чтения и восприятия художественного текста. Курс направлен как на интеллектуальное, так и на духовно-нравственное развитие учащихся. Комплексная работа с текстом способствует осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы. Функциональный подход к рассмотрению языковых явлений предполагает проведение наблюдения над тем, как употребляются лексические, грамматические средства языка в текстах разных стилей, в том числе в произведениях художественной литературы. Работа по элективному курсу предусматривает обязательное применение активных методов обучения ( уроков-семинаров, уроков – практикумов, уроков- исследований и т.д.) и использование проектно-исследовательских технологий, предполагающих организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников с помощью приемов, направленных на развитие и совершенствование творческих способностей старшеклассников ( творческие лаборатории, подготовка к защите проектов и др.) Элективный курс «Текст как речевое произведение» ориентирован на творческое изучение материала и формирование исследовательской позиции учащихся, а также на подготовку к ЕГЭ, особенно в самой его трудной части – части С. Программа курса рассчитана на 34 часа. Содержание программы
Тема 1. Текст как речевое произведение. Его основные признаки: тематическая и композиционная цельность, структурная упорядоченность и членимость, смысловая и грамматическая связность частей, стилистическое единство. Тема 2. Способы и средства связи предложений в тексте ( лексические, морфологические и синтаксические). Практическое занятие. Тема 3. Функционально-смысловые типы речи ( повествование, описание, рассуждение) и функционально-стилистические разновидности речи ( стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный). Основные особенности каждого из стилей, их назначение, сфера использования. Старт проекта «Все о типах и стилях речи». Тема 4. Понимание текста – процесс творческий. Диалог с текстом. Ключевые слова в тексте. Комплексный анализ текста. Тема 5. Выразительность речи. Средства выразительности в тексте на уровне фонетики, лексики и фразеологии, морфологии, словообразования, синтаксиса. Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка – тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, ирония. Практические занятия. Тема 6. Специальные синтаксические изобразительно-выразительные средства языка – фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, эллипсис, инверсия, парцелляция, градация, антитеза, оксюморон. Практические занятия. Тема 7. Особенности использования средств языковой выразительности в текстах разных стилей и жанров. Роль средств языковой выразительности в тексте. Практические занятия. Тема 8. От анализа текста – к изложению. Сочинение – это тоже текст. Формулировка темы сочинения, идеи, проблемы. Цитирование как часть текста. Эта непростая часть С ЕГЭ. Подготовка к сочинению. Редактирование черновиков. Тема 9. Содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров. Тема 10. Зачетная контрольная работа. Подведение итогов.
Учебно-тематический план курса
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
|