«Грамоте учиться всегда пригодится»
( игра-конкурс по русскому языку для учащихся 6-х классов)
Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.
План проведения
•1. Вступительное слово учителя
•2. Представление команд
•3. Проведение конкурсов
•4. Подведение итогов
Ход мероприятия
1.Вступительное слово учителя
Сегодня у нас необычная встреча. В рамках Недели русского языка мы проводим игру-конкурс на тему «Грамоте учиться – всегда пригодится». Встречаются две команды: «Глагольчики» и «Запятые». Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями. Желаю всем удачи!
2. Представление команд
Первый конкурс – представление команд. Команды должны озвучить:
- название команды;
- девиз;
- эмблему команды;
- рекламу русскому языку.
3. Проведение конкурсов.
Конкурс второй «Знаешь ли ты?»
Монолог о слове ( читает представитель одной из команд как домашнюю заготовку)
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки, бабушкины сказки. А песни и сказки – это язык. Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт, целое море слов, океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаем о том, чего еще не видели ( и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков, Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И все это благодаря словам. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: «Что же такое слово?»
(Представители каждой из команд составляют словарную статью к слову «слово». На задание дается 3-5 минут)
Пока участники выполняют задание, проводится третий конкурс.
Конкурс третий «Разминка-шутка»
Вопросы для разминки ( участвуют команды)
1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? ( Буква Ц).
2. Что общего у дня и ночи? ( Ь знак на конце).
3. Что находится между горой и оврагом? ( Буква И).
4. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? ( Сто-нет= стонет)
5. В каком слово 40 букв «а»? ( Сорок-а = сорока)
6. Чем кончается лето и начинается осень? ( Буква О).
Слушается словарная статья. Жюри подводит итоги.
Затем учитель читает определение слова по словарю В.И.Даля:
«Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».
Тут же дается лексическое значение данного слова по словарю С.И.Ожегова
« СЛОВО – а, мн. Слова, ср.
1. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия.
Происхождение слова
2. Сама речь, способность говорить. Дар слова
3. Разговор, беседа, что-н. сказанное.
Перейти от с слов к делу
4. Устное публичное выступление, речь в собрании. Слово докладчика.»
Конкурс четвертый «Как говорить правильно?»
( представители команд по очереди отвечают на вопросы, записанные на карточках)
Карточка № 1
1. Кто последний или крайний?
2. Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке?
Карточка № 2
1. Я извиняюсь или извините пожалуйста?
2. Я кладу или я ложу?
Конкурс пятый «Знатоки ударений»
( К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники . В словах нужно правильно расставить ударение и дать объяснение).
1 команда 2 команда
Агент Мельком
гусеница мусоропровод
торты щавель
балуюсь хаос
камбала каталог
тефтели квартал
договор положил
хвоя столяр
крапива звонит
красивее искра
( Пока ребята справляются с ударением, проводится следующий конкурс)
Конкурс шестой «Знатоки поговорок»
( Задание: подобрать окончание к поговорке, вспомнив ее; команды отвечают по очереди
1. Сам пропадай ( а товарища выручай).
2. По одежке встречают - ( по уму провожают).
3. Семь раз отмерь - ( один раз отрежь).
4. Глаза страшатся - ( а руки делают).
5. С кем поведешься - ( от того и наберешься).
6. Грамоте учиться - ( всегда пригодится).
7. Любишь кататься - ( люби и саночки возить).
8. Что посеешь - ( то и пожнешь).
9. Береги платье снову - ( а честь смолоду).
10.Не место красит человека - ( а человек место).
11.Старый друг ( лучше новых двух).
12. Не говори «гоп» ( пока не перепрыгнешь).
Конкурс седьмой «Знатоки пословиц»
( Задание: к предложенным пословицам разных народов подобрать соответствующие по смыслу русские пословицы)
1. Дагестанская пословица «Торопливым людям не хватает мудрости».
( Поспешишь – людей насмешишь).
2. Украинская пословица «И живи до старости, и учись до старости».
( Век живи – век учись).
3. Киргизская «Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь».
( Тише едешь – дальше будешь).
4. Малайская «Кончил шить – оборвал нить».
( Сделал дело – гуляй смело).
5. Каракалпакская « Если кривы дерева, то от них и тень крива».
( Яблоко от яблони недалеко падает).
6. Удмурдская «Слово не стрела, а сердце пронзает»
( Слово не воробей, вылетит – не поймаешь).
Слово учителя.
А теперь от пословиц и поговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык. Как, где и почему они появляются?
Монолог о фразеологизмах ( читает представитель второй команды как домашнюю заготовку)
Расскажу я вам историю, описанную в книге Э.Вартаньяна «Эти мудреные слова». Вот что пишет автор:
« Принес я как-то домой хомячка. В зоомагазине купил. Дети обрадовались. Прижился у нас, членом семьи стал. Дали ему имя – Хомка. Кликнешь его – бежит, рыжим комком перекатывается. Станет на задние лапки, передние к грудке прижмет – и служит, лакомства ждет. В общем, занятный шустрый зверек, с ним не соскучишься.
Но вот однажды пришли домой, а Хомки нет. Кличем, во все уголки заглядываем – нет, и все тут. Объявили мы всеквартирный розыск. Начали поиск с кухни. Сдвинули с места холодильник. Пыли много, а Хомки нет.
«Виталька, - командую я, - тащи веник. А ты, Леночка, мокрую тряпку». Навели за холодильником порядок. Взялись за кухонный шкаф. И за ним Хомки нет.
Затем перешли в прихожую, в одну комнату, другу. Так «попутно» прибрали всю квартиру, а хомячка не нашли. Его принесли нам вечером соседи. Они подобрали его на лестничной клетке – больно далеко вышел утром нас провожать. С того дня вошло в нашу семейную речь непонятное для других выражение:» Не поискать ли нам Хомку?»
Учитель
Что это означает, ребята, как вы думаете? Верно: «А не пора ли нам приступить к генеральной уборке квартиры?»
Вот так или приблизительно так и происходит рождение фразеологизмов, или устойчивых словосочетаний. Так что «зарубите себе на носу» вот что: двусмысленные выражения могут приходить к нам из сказок, написанных русскими или зарубежными писателями . Очень много словосочетаний заимствовано из басен, песен, рассказов, мифов, романов…
Попробуйте вспомнить какие-либо словосочетания – фразеологизмы.
Конкурс седьмой «Почему мы так говорим?»
( команды рассказывают по одной истории происхождения фразеологизмов)
4. Подведение итогов
5. Заключительное слово учителя
Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в мире слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану знаний, океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие, будете бережно относиться к слову.
Литература
1.Н.А.Кун. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Просвещение, 1986. – 464с.
2.Русские народные загадки, пословицы и поговорки. / Сост. Ю.Г.Круглов.- М.:Просвещение, 1990. – 335 с.
3.Г.М.Дмитриева . Материалы по занимательной грамматике русского языка. М.: Просвещение, 1963. -238с.