Организация и проведение информационного классного часа

 

И.И.Маркина, МОУ Хреновская СШ № 1, Бобровский район

 

 

Классные руководители – самая массовая категория организаторов воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Сегодня школа – это именно то место, где ребенка больше всего воспитывают, где он переживает радость познания, муки и счастье творчества, чувствует свою значимость в жизни, свою нужность для других.

Классный руководитель – это  организатор системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности классного коллектива.

Так, в своей работе я использую современные инновационные технологии. На внеклассных мероприятиях мои ученики защищали проекты: «Символы родной страны. Державный орел России», «Традиции Земли русской. Спас яблочный» ( 2007-2008 учебный год, 5 класс); «Веков связующая нить» (2008-2009 учебный год, 6 класс). За этот же период ученики активно работали над творческими  проектами «Долгие версты войны» и «Новогодняя сказка». В апреле 2009 г. класс  принял самое активное участие в экологическом социальном проекте «Человек, оглянись вокруг! Аллея Детства». Так ребята включились в социальное проектирование, целью которого являлось овладение общими знаниями, умениями, навыками не только в школе, но и в социокультурной среде. В сентябре 2009 года стартовал новый воспитательный проект «Хотим все знать», где мы пытаемся открыть для себя новые странички в истории родного края.

Цель всей этой деятельности – формирование современных ключевых компетенций: информационной, познавательной, коммуникативной, социальной.

Но в своей работе с классным коллективом я свободно сочетаю новые формы работы с традиционными: классные собрания, беседы, разговоры на заданную тему, заочные и очные экскурсии, уроки Мужества, классные часы и т.д.

Считаю, что одной из главных форм внеклассной  воспитательной работы был и остается классный час. Он выполняет следующие функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую, формирующую. Таким образом, час классного руководителя (классный час) – это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Информационный классный час – одна из форм моей воспитательной работы с классом. Главное назначение именно такого классного часа – формирование у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, края, района, села. Информационный классный час (далее – ИКЧ)  помогает учащимся применить знания, полученные на уроках истории и обществознания, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. ИКЧ и подготовка к нему могут расширить кругозор детей, увлечь их своей проблематикой, развить исследовательские умения.

При подготовке ИКЧ мы с ребятами придерживаемся нескольких правил.

Правило первое. ИКЧ  должен быть актуальным.

Правило второе. ИКЧ должен быть мобильным. Информация, которую подготовили классный руководитель и учащиеся, должна быть интересной и ненавязчивой.

Правило третье. Информация должна быть оперативной и неизвестной всем в классе (или малоизвестной).

Правило четвертое. Информация должна быть беспристрастной.

Правило пятое. ИКЧ  может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, формировать свою точку зрения).

Во время проведения ИКЧ  мы применяем следующие формы работы:

- газетные сообщения – классный час «Школьная газета «Росинка»;

- пересказ событий в мире и стране, крае с использованием цитат из текстов газет, журналов, СМИ – классный час «Цена минуты в масштабе страны»;

- работа со словарем и справочной литературой – классный час «Геральдика – наука о гербах»;

- работа с глобусом и географической картой – « Горячие точки планеты»;

- комментированное чтение различных источников, материалов – «Новости культуры»;

- формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них – «Энциклопедия здоровья»;

- просмотр и обсуждение видеоматериалов – ИКЧ  «Сделай правильный выбор» (в рамках  проекта «Наше общее дело») и т.д.

За последние три года мною совместно с ребятами были организованы и проведены информационные классные часы и по следующей тематике:

--list--•1.     «Откуда есть-пошла письменность на Руси»

Цель: расширить представление учащихся  о появлении письменности, о создании азбуки, о книгах.

 

--list--•2.     «Чтобы компьютер стал другом»

Цель: познакомить учащихся с влиянием компьютера на здоровье человека.

--list--•3.     «Цена минуты»

Цель: расширить представление учащихся о скоротечности времени.

--list--•4.     Серия НОТ: «Учись учиться», «Как выполнять домашнее задание»

Цель: познакомить учащихся с навыками учебного труда.

--list--•5.     «Герб РФ»

Цель: познакомить учащихся с изменениями в гербе России, связанными с историческими процессами в стране.

Можно также порекомендовать классным руководителям следующие темы для ИКЧ: «Зимние праздники на Руси», «Все о табаке», «Кумиры», «В этот день сто лет назад», «Время, события, люди», «Новости школьного сайта»,  циклы «Калейдоскоп событий и дат», «Жизнь замечательных людей» и др.

ИКЧ  могут быть проведены и в виде встречи с интересными людьми или  участниками тех или иных событий (к нам приходили участница ВОВ Остапенко Н.И., выпускники школы); это может быть час вопросов и ответов ( инспектора ГИБДД, инспектора ПДН, представители правоохранительных органов) или рекламная акция ( «Мы выбираем здоровье!»)

При организации ИКЧ я придерживаюсь следующей схемы:

1. Определяю темы и задачи  ИКЧ.

Хочу отметить, что темы ИКЧ определяются результатами анкетирования учащихся в начале сентября. При необходимости воспитательный план в ходе работы корректируется мною.

2. Определяю предполагаемый результат (конечный результат совместной деятельности, итог классного часа).

3. Определяю время и место проведения классного часа

( например, «История живет в музее» - школьный музей, музей Хреновского лесного колледжа имени Г.Ф.Морозова, музей Хреновского конного завода);

«Все о табаке» - медиацентр,  с просмотром и обсуждением видеоматериалов;

«Как работать с книгой»  - детская библиотека с. Хреновое,  школьная библиотека).

4. Определяю ключевые моменты классного часа, разрабатываю план подготовки и проведения ИКЧ.

5. Определяю участников подготовки и проведения классного часа

( учащиеся чаще всего работают в паре или в группах по интересам, что развивает  коммуникативные навыки).

6. Распределяем задания между участниками и группами

( подготовка классного руководителя, подготовка учащихся, объявление о дате и месте проведения; приглашение (при необходимости) гостей, родителей, предварительное анкетирование, подготовка музыкального сопровождения и т.п.)

--list--•7.     Подготовительная работа

( учащиеся собирают материал для ИКЧ, обрабатывают ее самостоятельно или с помощью классного руководителя, учителя-предметника, библиотекаря; готовят наглядность ( плакаты с афоризмами, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии; делают презентацию).

--list--•8.     Предварительный отчет групп, консультация.

--list--•9.     Проведение информационного классного часа.

--list--•10.                        Рефлексия.

Более наглядно всю совместную работу можно продемонстрировать на ИКЧ  «Горячие точки планеты», который  проводился в нашем классе в феврале 2009 года.

Целью данного ИКЧ было  в день 20-летия вывода советских войск из Афганистана рассказать об афганской войне.

Сами учащиеся по желанию распределили между собой задания по интересам, объединились в пары или в группы.

Одна группа проводила анкетирование среди школьников, учителей, родителей, задавая вопрос: «Что вы знаете о войне в Афганистане в 1979-1989г.г.г.?»  Другая группа вела поисковую работу по теме «Земляки-афганцы». Группа «музыканты» отвечала за музыкальное сопровождение  ИКЧ. «Географы» готовили справку «Афганистан. Где это на карте?», создавали символическую карту «Горячие точки планеты». «Журналисты» брали интервью у воинов-афганцев. «Литераторы» собирали стихотворения, газетные и журнальные публикации о войне в Афганистане, делали анонс книжной полки «Афганистан… Это было». Одна группа делала компьютерную презентацию к ИКЧ.

В результате всей этой работы и самого ИКЧ дети должны были понять, что важно знать не только победные, но и горькие, страшные страницы  в истории нашей Родины, что сегодняшние знания о войне в Афганистане формируют наше отношение к старшему поколению.

Проводить  ИКЧ  было решено в стенах школы 15 февраля. План проведения данного мероприятия включал: вступительное слово классного руководителя, информацию об Афганистане, конфликтующих сторонах, о вводе ОКСВ в эту страну. Дети читали фрагменты из повести С.Алексиевич «Цинковые мальчики», книги Б.Громова «Последняя колонна», очерка Д.Ольшанского «Афганский синдром» и др. ; звучало стихотворение  С.Боева «Приказ» : автор- воин-афганец из г.Боброва ;  слушали записи  песен  в исполнении ансамблей «Каскад» и « Голубые  береты». О событиях 20-летней давности рассказали Кекшин Сергей Михайлович и Бондарев Николай Леонидович – папы девочек, которые учатся в нашем классе. Затем на экране появились фамилии погибших воинов-афганцев из Книги Памяти…

После проведения ИКЧ дети поделились своими впечатлениями:

«… Прошлая жизнь нашей страны – это наша история, и мы должны ее знать»;

«… Было очень страшно узнать такую правду…»

«… Мы должны это не только знать, но и помнить, чтобы не оборвалась связь между прошлым, настоящим и будущим»;

«… Планете нужен мир!»

Таким образом, такие ИКЧ дают возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах  (просветительская функция ИКЧ). ИКЧ  способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке материальных и духовных ценностей (ориентирующая функция). ИКЧ помогает переводить обсуждение того или иного явления, события в рамки реального опыта учащихся (направляющая функция). Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая формирует у учеников навыки обдумывания, анализа и оценки событий, явлений, процессов, помогает в выработке умелого ведения диалогов и монологов, отстаивания собственного мнения.

Классный час (любой, в том числе и ИКЧ) как форма воспитательной работы важен еще и тем, что он проводится еженедельно и включается в школьное расписание. Сам классный руководитель должен четко представлять себе значение  еженедельной встречи с классом. Кто-то решит, что на классном часе надо  прежде всего решать так называемые организационные вопросы. Кто-то отдаст это время (20 минут, 30 или все 45) детям: пусть сами организуют интересные игры. Третьи станут проводить беседы. Четвертые будут чаще реализовывать новые методы работы – проекты… Очевидно, вариантов можно назвать столько, сколько есть на свете классных руководителей. Но я считаю, что любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен, значит, создавать его по-прежнему надо всем вместе: педагогу и детям. Именно на классном часе возможны  совместное творчество и обоюдный обмен мнений. Именно здесь может состояться игра или коллективное творческое дело. Именно так осуществляется интеллектуально-познавательная деятельность учащихся в воспитательной работе классного руководителя. И именно при организации и проведении ИКЧ, общаясь друг с другом,  классным руководителем, учителями, родителями, взрослыми, органами власти на местах формируется личность, готовая жить в современном обществе.

© Сайт Маркиной Ирины Ивановны, 2009
Все права защищены. При использовании
материалов сайта ссылка на автора обязательн
а
.

Бесплатный конструктор сайтовuCoz