МОУ Хреновская СШ № 1
Программа элективного курса
«Текст как речевое произведение»
11 класс
Разработала учитель русского языка и литературы
Маркина И.И.
Слобода 2008
Пояснительная записка
Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 11 класса, изучающих русский язык по индивидуальному учебному плану.
Элективный курс посвящен тексту как речевому произведению и ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции старшеклассников в области речеведения. Выбор тематики курса определяется значительными сложностями изучения соответствующего раздела школьной программы и необходимостью подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.
Основными задачами элективного курса «Текст как речевое произведение» являются:
- обобщение, расширение и углубление знаний учащихся о тексте и его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи ( стилях); о выразительных возможностях ( средствах выразительности) русского языка и его стилистических ресурсах;
- закрепление и активизация умений и навыков, связанных с содержательным, типологическим, функционально-стилистическим и собственно языковым анализом текстов различной стилистической и жанровой отнесенности;
- закрепление и совершенствование навыков информационной переработки текстов и создание собственных речевых произведений различных типов и жанров;
- совершенствование навыков работы со справочной литературой;
- обогащение лексического запаса учащихся, закрепление и расширение навыков речевого самоконтроля школьников ( в том числе в области использования выразительных средств русского языка);
- развитие творческих способностей учащихся;
- подготовка старшеклассников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, поступлению в вузы.
Содержание элективного курса соответствует основным направлениям современной концепции образования в области родного языка и требованиям государственного стандарта для профильной школы.
В программе обращается внимание на воспитание культуры чтения и восприятия художественного текста. Курс направлен как на интеллектуальное, так и на духовно-нравственное развитие учащихся. Комплексная работа с текстом способствует осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы. Функциональный подход к рассмотрению языковых явлений предполагает проведение наблюдения над тем, как употребляются лексические, грамматические средства языка в текстах разных стилей, в том числе в произведениях художественной литературы.
Работа по элективному курсу предусматривает обязательное применение активных методов обучения ( уроков-семинаров, уроков – практикумов, уроков- исследований и т.д.) и использование проектно-исследовательских технологий, предполагающих организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников с помощью приемов, направленных на развитие и совершенствование творческих способностей старшеклассников ( творческие лаборатории, подготовка к защите проектов и др.)
Элективный курс «Текст как речевое произведение» ориентирован на творческое изучение материала и формирование исследовательской позиции учащихся, а также на подготовку к ЕГЭ, особенно в самой его трудной части – части С. Программа курса рассчитана на 34 часа.
Содержание программы
Тема 1. Текст как речевое произведение. Его основные признаки: тематическая и композиционная цельность, структурная упорядоченность и членимость, смысловая и грамматическая связность частей, стилистическое единство.
Тема 2. Способы и средства связи предложений в тексте ( лексические, морфологические и синтаксические).
Практическое занятие.
Тема 3. Функционально-смысловые типы речи ( повествование, описание, рассуждение) и функционально-стилистические разновидности речи ( стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный). Основные особенности каждого из стилей, их назначение, сфера использования.
Старт проекта «Все о типах и стилях речи».
Тема 4. Понимание текста – процесс творческий. Диалог с текстом. Ключевые слова в тексте.
Комплексный анализ текста.
Тема 5. Выразительность речи. Средства выразительности в тексте на уровне фонетики, лексики и фразеологии, морфологии, словообразования, синтаксиса.
Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка – тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, ирония.
Практические занятия.
Тема 6. Специальные синтаксические изобразительно-выразительные средства языка – фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, эллипсис, инверсия, парцелляция, градация, антитеза, оксюморон.
Практические занятия.
Тема 7. Особенности использования средств языковой выразительности в текстах разных стилей и жанров. Роль средств языковой выразительности в тексте.
Практические занятия.
Тема 8.
От анализа текста – к изложению. Сочинение – это тоже текст. Формулировка темы сочинения, идеи, проблемы. Цитирование как часть текста. Эта непростая часть С ЕГЭ.
Подготовка к сочинению. Редактирование черновиков.
Тема 9. Содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров.
Тема 10. Зачетная контрольная работа. Подведение итогов.
Учебно-тематический план курса
№№ п!п | Тема занятия | Кол-во часов теория | Кол-во часов практика |
1 | Текст и его основные признаки | 1 | 1 |
2 | Структура текста. Абзац. |
| 1 |
3 | Тема, идея, ключевые слова текста. Микротемы. |
| 1 |
4 | Способы связи предложений в тексте | 1 | 1 |
5 | Средства связи предложений в тексте |
| 1 |
6 | Зачетная работа по теме «Текст и его основные признаки» |
| 1 |
7 | Диалог с текстом. Творческая лаборатория «Я – автор» |
| 1 |
8 | Функционально-смысловые типы речи | 1 |
|
9 | Функционально-стилистические разновидности речи (стили речи). Старт проекта «Все о типах и стилях речи». | 1 |
|
10 | Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики |
| 1 |
11 | Выразительные средства лексики и фразеологии |
| 1 |
12 | Тропы | 1 | 1 |
13 | Роль выразительных средств фонетики и лексики в тексте |
| 1 |
14 | Проверь себя! ( контроль за ЗУН по теме) |
| 1 |
15 | «Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка | 1 |
|
16 | Зачетная работа за 1 полугодие – защита проекта «Все о типах и стилях речи» |
| 1 |
17 | Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления | 1 |
|
18 | … Продолжение » |
© Сайт Маркиной Ирины Ивановны, 2009 |