|
…mso-bidi-font-weight: normal"> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполните таблицу №2
«Микротемы текста»
№№ | Микротемы |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
Практическая работа по теме « Текст и его основные признаки»
Цель : развить навык составлять ( воссоздавать) тексты по ключевым словам и формулировкам микротем.
Ход работы
1. Прочитайте сделанные вами записи в таблице «Ключевые слова».
2. Проанализируйте формулировки микротем . Если необходимо, внесите дополнения и исправления ( на черновике).
3. Составьте ( или восстановите) текст по ключевым словам и формулировкам микротем.
4. Проверьте свою работу. При необходимости обратитесь к различным словарям.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Способы связи предложений в тексте
Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи и способов связи.
Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте в свою очередь являются основой для разграничения двух основных видов ( способов) связи предложений в тексте: цепного и параллельного.
Цепная ( последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы соединяются цепью между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.
Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным. Но это спокойствие было обманчивым.
Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.
( Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась.
Иван изнемогал и едва слушал брата.)
При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, т.е. одинаковых или похожих по структуре предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.
Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении ( при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).
Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы. Их справедливо называют «легкими земли».
Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.
Текст как речевое произведение
Лексические средства связи Например: Свои примеры 1. Слова одной тематической группы Зима в этих краях суровая и долгая. Морозы достигают 60-ти градусов. 2. Лексические повторы Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оправдались. 3. Синонимы и синонимические замены Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А.С.Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях… 4. Антонимы ( в том числе контекстуальные) Недруг поддакивает. Друг спорит. 5. Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи. Продолжение »