…mso-bidi-font-weight: normal"> 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполните таблицу №2

«Микротемы текста»

 

 

№№

Микротемы

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

 

 

 

 

 

 

      Практическая работа по теме « Текст и его основные признаки»

 

Цель : развить навык составлять ( воссоздавать) тексты по ключевым словам и  формулировкам микротем.

 

Ход работы

1.             Прочитайте  сделанные вами записи в таблице «Ключевые слова».

2.             Проанализируйте формулировки микротем . Если необходимо, внесите дополнения и исправления ( на черновике).

3.             Составьте ( или восстановите) текст по ключевым словам и формулировкам микротем.

4.             Проверьте свою работу. При необходимости обратитесь к  различным словарям.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

                        Способы связи предложений в тексте

 

        Смысловая и грамматическая  связность частей текста достигается при помощи различных средств связи и способов связи.

Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте в свою очередь  являются основой для разграничения двух основных видов ( способов) связи предложений в тексте: цепного и параллельного.

 

       Цепная ( последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы соединяются цепью между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.

 

         Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным. Но это спокойствие было обманчивым.

 

       Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.

      ( Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась.

         Иван изнемогал и едва слушал брата.)

 

       При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, т.е. одинаковых или похожих по структуре предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.

      Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении ( при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).

 

       Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы. Их справедливо называют «легкими земли».

 

     Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.

 

 

Текст как речевое произведение

 

Лексические средства связи

Например:

Свои примеры

1.

Слова одной тематической группы

Зима в этих краях суровая и долгая. Морозы достигают 60-ти градусов.

 

2.

Лексические повторы

Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы  ждали. И наши ожидания оправдались.

 

3.

Синонимы и синонимические замены

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А.С.Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях…

 

4.

Антонимы ( в том числе контекстуальные)

Недруг поддакивает. Друг спорит.

 

5.

Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому,

Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

 

Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz