МОУ Хреновская СШ № 1

 

 

 

 

 

Тетрадь для работ по элективному курсу

(русский язык)

"Текст как речевое произведение"

 

 

 

 

Составила учитель русского языка и литературы

Маркина Ирина Ивановна

 

 

 

 

 

Слобода

2008

 

 

 

Ведение в курс электива.

Текст как речевое произведение.

 

Цель: вспомнить все, что учащиеся  знают о тексте как основной единице синтаксиса; углубить знания о тексе.

 

Текст. Основные признаки текста.

   «Прежде чем начать писать, - говорил М.Горький, - я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». С этими тремя вопросами сталкивается не только любой автор, но и каждый критик, рецензент и просто читатель.

   Многие из нас выступали не раз в этих ролях, пока учились в школе и ходили на уроки русского языка и литературы. На ЕГЭ мы все должны прийти уже умеющими анализировать текст.

   На самом деле это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Здесь, как в математике и физике. Самое главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии с заданным текстом приходит с опытом. То есть чем больше решаешь однотипных задач, тем легче они тебе даются. Итак, заветная формула:

П = Т + И + Ф

Где П – это произведение, то есть текст

       Т  - это тема ( т.е. о чем?)

       И _ это идея ( т.е зачем? Для чего?)

       Ф – это форма (т.е какими лексическими и стилистическими средствами)

ВСПОМНИТЕ!!!

   Текст –( лат.) означает ткань, связь, соединение. Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой  соединены по смыслу и грамматически.

Основные признаки текста.

1. Включает в себя не менее двух предложений, т.е состоит из группы  предложений. Заметим, что текст отличается от синтаксической единицы языка – предложения: предложение является средством оформления отдельной мысли, эмоции, а в тексте отражено развитие мысли ( мыслей).

2. Предложения в тексте расположены в определенной последовательности, что обеспечивает его смысловую и структурную организацию.

3. Предложения текста связаны между собой общей темой, основной мыслью.

4. Предложения связаны друг с другом не только по смыслу, но и с помощью различных языковых средств.

5. Текст всегда можно озаглавить.

   Текст может состоять из одного абзаца, а  может быть статьей, книгой. Любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.

                          Текст как речевое произведение

 

Текст – это _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Признаки текста:

1.             Тематическая и композиционная целостность

2.             ________________________________________

3.             ________________________________________

4.              ________________________________________

 

Афоризм, пословица, поговорка, словосочетание, реклама, объявление, стихотворение

Как вы думаете, что из вышеприведённого является текстом? Подчеркните.

 

Составьте мини-словарь ключевых понятий к теме «Текст как речевое произведение»

Тема, основная мысль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание текста. Работа с терминами.

Тема – это__________________________________

Идея – это __________________________________

Заглавие – это_______________________________

Микротемы – это_____________________________

Ключевые слова – это_________________________

 

Практическая работа.

   По данным ключевым словам воссоздайте текст известного стихотворения.

Пишу, могу сказать, ваша воля, презренье, доля, жалость, не оставите, молчать хотела, стыд, никогда, редко, видеть Вас… 

Озаглавьте текст, определите тему, идею.

_____________________________________________________________________________

 

                                                   Структура текста

 

   Текст может состоять из нескольких предложений или нескольких абзацев, связанных между собой по смыслу и грамматически – формой глаголов, местоимениями, союзами, вводными словами, синонимами, конструкциями предложений.

Части текста имеют свои правила построения. По определенным правилам строится и абзац.

   Слово абзац имеет два значения: 1) отступ в начале строки, красная строка;

2) часть текста между двумя отступами.

   Наименьшая составная часть общей темы называется микротемой, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.

   Абзац служит для выделения основной микротемы,  для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.

   Бывают абзацы, состоящие из одного предложения. Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту основную часть абзаца называют абзацным зачином. Последующие предложения – комментирующая часть: она раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.

   Таким образом, абзац состоит из абзацного зачина ( основной фразы, являющейся обычно первым предложением) и комментирующей части (последующие предложения)

   Основные фразы абзацев ( абзацные зачины) текста должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.

Как вы заметили, с абзаца нередко пишется прямая речь ( диалог), а также текст, следующий за нею (  за ним).

   Началом абзаца не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное.

 

 

Структура текста. Абзац.

 

1.             Прочитайте теоретический материал по теме занятия. Выпишите то определение абзаца, которое представляет для нас главный интерес, учитывая название элективного курса.-------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.             Составьте мини-словарик из ключевых слов темы занятия.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------    3.Выделите из текста основную роль абзаца, его функции, запишите.

1.-----------------------------------------------------------------------------

2.-----------------------------------------------------------------------------

3.-----------------------------------------------------------------------------

4.-----------------------------------------------------------------------------

4.Практическое задание.

 

По выражению академика Л.В.Щербы, абзац «углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли». Согласны ли вы с этим высказыванием? Составьте небольшой текст из 3-4х абзацев, соблюдая правила построения абзаца.( тема на выбор). Устанавливайте логическую и грамматическую связь между предложениями и абзацами. Текст озаглавьте.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Работа с текстом. Подготовка к написанию текста после его прослушивания.

 

Цель: совершенствовать навыки работы с текстом, развитие устной и письменной речи; контроль за ЗУН учащихся для организации дальнейшей работы.

 

Ход работы

1.Прослушать текст.

2.Заполнить таблицу «Ключевые слова».

3. По ключевым словам сформулировать и  записать микротемы текста.

 

Текст для прослушивания

 

   Мы привыкли думать, что настоящий прогресс – это не просто движение вперед, но еще и замена старого новым. Действительно, кто же станет ездить на лошадях, когда изобретен автомобиль? Если речь идет о техническом прогрессе, то в основном так и происходит: старое выходит из употребления, новое приходит ему на смену. Таков закон развития техники.

   А применим ли этот закон к человеческой жизни, к жизни семьи, например? Ведь семья с развитием общества тоже как-то изменяется. Сейчас уже не существует многочисленной семьи, состоящей из представителей четырех поколений. Осталось только маленькое ядро из родителей и детей. Иногда к этому ядру примыкает кто-то из старших – как правило, бабушка. Но все равно факт остается фактом: семья стала меньше.

   Да, семья стала меньше, а вот проблем во взаимоотношениях ее членов – больше. Почему? Да, наверное, потому, что мы переносим закономерности технического прогресса на самих себя, на человеческое общество. Потому, что в глубине души мы уверены, что и здесь старое – значит ненужное.

   Между тем основы культуры, формы быта, духовные ценности, которые складывались тысячелетиями, устаревают гораздо медленнее, чем новинки техники или информатики. И абсолютное обновление в области человеческих отношений, полный отказ от традиций означал бы социальную катастрофу: тогда прервалась бы связь времен, погибло цивилизованное общество. Как погибло бы оно и в том случае, если бы люди попытались сохранить все традиции в неприкосновенности.

   Развитие человечества – это более сложный процесс, чем совершенствование техники. Тут идут встречные потоки от родителей к детям и от детей к родителям. И встреча поколений может быть радостной, если обе стороны готовы к диалогу и компромиссу. Без неуважения, без давления, без категоричности.

 

 

Заполните таблицу №1

«Ключевые слова текста»

 

Тема

 

Идея

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение »

© Сайт Маркиной Ирины Ивановны, 2009
Все права защищены. При использовании
материалов сайта ссылка на автора обязательн
а
.